Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на теорию управления в России
Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию явилась либерализация цен. За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности, проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлено перераспределение земель.
Одной из коренных специфических особенностей российской экономики является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и возникновение новых форм управления. В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность и разнообразные смешанные формы. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития различных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в России создана законодательная, юридическая база, разработаны многие десятки нормативных документов. Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации, разработаны федеральные законы.
Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что «государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнитeльнoй власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства».
В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложнейшим вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления. Эту систему целесообразнее строить на много вариантности и альтернативности ряда подсистем.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. В настоящее время решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества. Специалисты различных отраслей науки изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Становление российского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. На основании опыта многих стран будет создана система управления, соответствующая специфическим условиям России.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, претерпевшей радикальные преобразования. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Большое значение приобретают изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому на современном этапе менеджмент сталкивается с определенными проблемами.
Поэтому необходимо:
построить эффективную систему управления в России;
подготовить достаточное количество менеджеров-профессионалов;
рационально сочетать рынок и государственное регулирование;
широко использовать стратегическое планирование и управление в деятельности организаций;
постоянно корректировать цели организации;
достигать стратегические и оперативные цели организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации;
разрабатывать новые методы и приемы управления, позволяющие организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды;
повышать уровень квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
использовать в практике управления оптимальные решения, выбранные на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы;
совершенствовать структуру управления за счет большей децентрализации функций;
постоянно заботиться о повышении квалификации работников организации;