Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на теорию управления в России
К середине 80-х годов в России возможность постепенного безболезненного перехода к новой системе общественных отношений была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к труду. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. Параллельно с этим сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
В советской экономике были предприняты три попытки «ускорения». Первая - «период развернутого строительства коммунистического общества», предпринятая Л. Брежневым (1906-1982) и А. Косыгиным (1904-1980). Вторая - «этап развитого социализма». Третья попытка «ускорения», предпринятая М. Горбачевым, была составной частью его перестройки и оказалась самой кратковременной.
Экономические преобразования намечал ось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию имевшихся предприятий. Но главным объявлял ось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформы, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Особое внимание уделял ось активизации «человеческого фактора» через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Россия в отличие от других государств имеет ряд особеннocтeй:
) асимметричное освоение, разрывы между ресурсной базой на востоке и производством в европейской части, между производством и потреблением;
) разнообразие культурных ландшафтов и местных хозяйственных укладов;
) классические контрасты между городом и деревней, центрами и периферией на всех уровнях;
) самые прочные и давние корни тоталитаризма и традиции плановой экономики;
) гиперконцентрация, монополизация и милитаризация производства; сочетание громоздких сырьевых отраслей с наукоемкими;
) сильнейшая инерция старого хозяйственного механизма, включая привычку к дешевизне ресурсов, государственным инвестициям гарантиям сбыта продукции;
) особая роль рубля как платежного средства на всем советском пространстве.
Все это объективно затрудняло структурную перестройку экономики по сравнению с восточноевропейскими и с другими постсоветскими странами.
Таким образом, в сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:
ускорение социально-экономического развития (19861987 гг.);
радикальная экономическая реформа (1988-1989 гг.);
переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).
С начала 90-х годов в России формируется организационная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам.
Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с «исторической волей», объективными законами цивилизации и прогресса.
Импульсом ускорения рыночных преобразований в России был августовский путч 1991 г. Последовавшие за ним события привели к ликвидации единой системы управления народным хозяйством СССР. Был подписан акт «О создании Содружества Независимых Государств» (СНГ) главами трех республик - России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Для создания рыночного механизма управления необходимо проведение следующих мер:
) разгосударствление собственности;
) формирование рыночной среды;
) образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Значительный экономический эффект и развитие промышленного и научно-технического потенциала страны ожидались от приватизации собственности. Благодаря широкомасштабной приватизации необходимо было осуществить реорганизацию систем управления на всех иерархических уровнях, изменить регулирующие функции верхних ступеней управления, развивать систему материального стимулирования и внутрифирменного управления. Однако преодолеть спад производства в условиях приватизации удалось лишь в редких случаях.
В реализации программы приватизации были допущены ошибки. Кроме того, ход экономических реформ сдерживался отсутствием общей концепции организации управления экономикой на всех производственных уровнях, отсутствием обоснованных принципов управления в новых условиях хозяйствования, адекватных рыночному механизму. Фактически все государственные структуры лишились реальных рычагов воздействия на протекающие в экономике процессы. Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, была необходимым первоначальным этапами условием перехода к рыночной экономике.