Стратегическое планирование как процесс
Таким образом, это - этап выдвижения целей, отражающих общие краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, их четкое формулирование, определение качественных и количественных сторон будущей деятельности.
. Как нужно действовать? (выработка стратегий) Руководители должны решать как в общих чертах, так и детально, что надо делать, чтобы достичь выполнения поставленных целей. Это этап определения стратегий предприятия, особенностей их применения для достижения целей.
Стратегия здесь рассматривается как средство достижения поставленных целей, инструмент, с помощью которого предприятие приводит свой возможности в соответствие с ситуацией на рынке и может противостоять меняющимся условиям рынка.
. Как необходимо следить за результатами? (стратегический контроль)
Это этап слежения за результатами деятельности, сравнение плана с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени для выработки корректирующих действий.
Контролю подвергаются объем продаж и прибыли, издержки производства и обращения, эффективность спроса и стимулирование сбыта, динамика складских запасов и пр., т. е. практически все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при разработке планов. В этом случае стратегические планы необходимо пересматривать, уточнять, корректировать, чтобы они согласовывались с реальностью.
Именно стратегический план придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. При этом стратегический план разрабатывается так, чтобы быть достаточно гибким, учитывая потребности рынка; чтобы при необходимости можно было осуществить возможную модификацию и, если это нужно, переориентацию на выпуск другой продукции.
Таким образом, стратегическое планирование имеет четко выраженный циклический характер и является непрерывным творческим процессом, обеспечивая постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическое планирование это не одноразовый процесс в силу, по крайней мере, двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно и циклически, - это постоянно существующая неопределенность будущего. Во-вторых, предприятия каждый раз как бы заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля, если полное достижение первоначальных целей практически завершено или невозможно, т, е. стратегическое планирование - это непрерывный творческий и постоянный процесс.