Стратегическое планирование как процесс
Стратегия развития рынка предполагает, что предприятие расширяет круг своей деятельности в результате создания новых рынков или рыночных сегментов. Возможными вариантами реализации этой стратегии могут быть: сбыт на новых географических рынках; расширение функций продукта; новые области применения известного продукта; вариации продукта с целью его приспособления к требованиям определенных сегментов потребителей (сегментирование рынка).
Стратегия разработки товара заключается в создании принципиально новых товаров, или модификации товаров, уже имеющихся на существующих рынках. Понятие «новых товаров» предполагает и подлинно новые товары, которые либо по-новому решают проблему, либо удовлетворяют потребность, которой раньше не было; квазиновые товары - товары, связанные со старыми; метатовары, т.е. товары, новые только для предприятия, которые должны отличаться от существующих на рынке или по внешнему виду или по функциям.
Стратегия диверсификации предполагает включение в производственную программу товаров, которые не имеют прямой непосредственной связи с прежней сферой деятельности. На сегодняшний день эта стратегия является наиболее предпочтительной для отечественных предприятий и означает выход на новые рынки с новым товаром. Основное внимание предприятие должно уделять новой ассортиментной политике и в конечном счете выбору товаров по каталогу.
Выбор стратегии зависит от степени насыщения рынка, а также от возможностей предприятия обновить свой ассортимент. В связи с тем, что предприятие, как правило, разворачивает свою деятельность в нескольких Стратегических зонах хозяйствования (СЗХ), они чаще всего прибегают к комбинированными стратегиями.
После реализации соответствующей стратегии идет контроль, и процесс повторяется снова, обеспечивая непрерывность стратегического планирования.
Стратегическое планирование должно отвечать на следующие главные вопросы:
. Где предприятие находится в настоящее время? (ситуационный анализ)
Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны предприятия по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности (производство, трудовые ресурсы, используемые технологии, состояние основных средств, финансы и т.п.), при этом в основу ситуационного анализа должны быть положены принципы маркетинга - исследование рынка, приспособление предприятия к требованиям рынка и активное воздействие на рынок.
Анализ осуществляется для определения того, чего может реально достичь предприятие, а также для выработки управленческих решений.
На данном этапе проводится «ситуационный анализ», т.е. оценивается истинное положение предприятия, его отношения с внешней средой, иными словами, анализируется потенциал предприятия и пределы его возможного использования. Это этап «внутренней ревизии», т.е. добросовестная попытка проанализировать возможность использования потенциала организации.
. Как предприятию следует развиваться и куда следует двигаться? (маркетинговый синтез)
Исходя из сложившейся ситуации на предприятии, предполагаемых тенденций его развития его возможностей и угроз со стороны окружающей среды (таких как конкуренция, потребители, законодательные акты, политические факторы, экономические условия, социальные и культурные изменения) руководство определяет, какими должны быть цели предприятия и что может мешать ему достичь этих целей.