Бюджетирования как технология управления предприятием. Стратегические аспекты бюджетирования
Миссия представляет собой изложение причины существования компании. Основной акцент при формулировке миссии делается не на получение прибыли, а на удовлетворение потребителей при помощи предоставления качественных товаров и услуг.
Видение (генеральная цель) представляет собой желаемое положение, которое компания хочет достигнуть в будущем через 5-10 лет.
Стратегические цели - конкретизация видения в формате BSC (цели, достижение которых приведет к достижению генеральной цели).
Общая стратегия - лаконичное описание того, каким образом компания собирается достигнуть своих стратегических целей. Может рассматриваться в двух видах: ориентиры стратегической направленности (расширение, поддержание достигнутого уровня, использование достижений) и стратегическое позиционирование поддержки конкурентных преимуществ (низкие затраты и дифференциация продукции).
Долгосрочное планирование - общий прогноз деятельности компании на 3-5 лет (по годам), определение показателей в четырех направлениях BSC, достижение которых должно привести к достижению стратегических целей, планирование инвестирования средств и источников финансирования данных инвестиций.
Выработка тактики - поиск путей практической реализации стратегических целей на краткосрочном периоде времени в рамках выбранного позиционирования.
Краткосрочное планирование - детальный прогноз всех сфер деятельности компании на ближайший год, квартал, месяц или более короткий промежуток времени, оформляемый в виде системы бюджетов.
Анализ и оценка результатов - определение отклонения фактических результатов деятельности компании от планируемых.
Корректировка планов и стратегии - определение необходимости корректировать как текущие, так и долгосрочные планы, и стратегические цели на основании результатов работы компании.
Пример формулировки видения и определения стратегических целей компании представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Пример определения видения компании и ее основных стратегических целей
Одним из основных условий эффективной системы планирования является взаимосвязь видения и стратегических целей компании с долгосрочным и краткосрочным планированием.
Система текущего планирования не должна быть оторвана от долгосрочных планов и стратегии - реализация краткосрочных планов должна приводить к достижению стратегических целей и видения компании.
Долгосрочное планирование является связующим звеном между стратегическими целями компании и текущей деятельностью. В рамках долгосрочного планирования разрабатывается взаимосвязанная система целей и показателей в формате BSC, а также целевые показатели (по годам), достижение которых должно привести к достижению стратегических и генеральной целей (рис. 4.). В данном представлении главная цель компании выражена в увеличении стоимости фирмы, которая формализована с помощью показателя EVA - экономической добавленной стоимости. Основой показателя является разность между рентабельностью используемого капитала ROCE и стоимостью этого капитала WACC. Все остальные показатели, представленные на рис. 1.4., призваны во взаимосвязи и единстве обеспечить эту цель.
Рис. 1.4 Пример системы целей и показателей в формате BSC
Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основных условия финансового планирования [44]: