Менеджмент сегодня

Бюджетирования как технология управления предприятием. Стратегические аспекты бюджетирования

В условиях жесткой рыночной конкуренции огромное значение имеет долгосрочное развитие, основными факторами которого являются грамотное стратегическое управление, эффективность бизнес-процессов, знания и квалификация сотрудников, способность организации удерживать и привлекать новых клиентов, корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения, инвестиции в информационные технологии. Таким образом, модель финансового учета и планирования должна быть расширена за счет нематериальных и интеллектуальных активов компании.

Сбалансированная система индикаторов деятельности - BSC (Balanced Scorecard) - является комплексом стратегических аспектов бюджетирования и позволяет решить все перечисленные задачи стратегического и тактического управления компанией, а также наглядно показать системообразующие моменты, краеугольные камни, процесса бюджетирования в управлении предприятием. (рис. 1.1.).

Рис. 1.1 Система двойной петли бюджетирования

Система целей и показателей сбалансированной системы индикаторов деятельности Balanced Scorecard включает в себя четыре стратегических аспекта-направления процесса бюджетирования: финансовое, потребительское, направление внутренних процессов, направление обучения.

Финансовое направление включает в себя финансовые критерии качества работы, указывающие, способствуют ли стратегии компании ее совершенствованию. Финансовые показатели служат главным ориентиром для координации всех направлений деятельности и создания единой системы их оценки и управления.

В потребительском направлении BSC компания обозначает те сегменты рынка и потребительские группы, в которых предстоит вести борьбу с конкурентами. Это направление дает возможность компании выстроить цепь основных оценочных характеристик выбранного сегмента потребительского рынка: определить стандарты удовлетворения потребительского спроса, привлечения новых потребителей, сохранения спроса, повышения уровня приверженности (лояльности) потребителей данной торговой марки, а также оценить рыночную стоимость предложения - основной индикатор состояния потребительского рынка, в том числе и всех ранее перечисленных характеристик.

Направление внутренних процессов разрабатывается для оценки внутренней коммерческой деятельности организации. Менеджеры компании определяют те хозяйственные операции, которые играют важнейшую роль в удовлетворении интересов собственников и клиентов и разрабатывают программы деятельности исходя из задач-ориентиров и оценочных показателей финансовой и потребительской сферы BSC.

Направление обучения и профессионального роста включает цели и оценочные показатели их достижения в сфере переобучения, повышения квалификации кадров, создания благоприятного климата внутри коллектива, а также оценивает эффективность информационной системы компании.

Финансовое, потребительское направление и оценка внутренних процессов определяют те показатели, в которых организация должна преуспеть. В направлении обучения и роста определяются те цели и показатели, которые будут способствовать достижению всех иных целей.

Общая последовательность планирования деятельности предприятия представлена на рис. 1.2. Рассмотрим характеристику каждого из этих элементов.

Рис. 1.2 Комплексный характер планирования на предприятии

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6