Стили работы ведущих сотрудников администрации с. Засопка
Стиль работы - это стабильная и продуктивная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества. Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический (либеральный) стили.[30] Характеристика стилей управления представлена в сводной таблице 7.
Перечисленные стили управления не имеют между собой четкой границы и на деле плавно переходят друг в друга.
Современная теория управления рассматривает три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуативный. Согласно личностной теории руководители обладают определенным набором психологических качеств (уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, организационные способности и т.п.), однако порой лидером ставится человек и не обладающий перечисленными свойствами.
Таблица 7 Характеристика стилей управления
Характеристика |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Способ принятия решения |
Единоличный |
На основе консультации сверху или мнение групп |
На основе указаний |
Распределение ответственности |
Полностью на руководителе |
В соответствии с полномочиями |
Полностью на исполнителе |
Способ доведения решения до исполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Отношение к инициативе подчиненных |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принцип подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников, помощь им в карьере |
Ориентация на творческих работников, высококлассных специалистов |
Отношение к знаниям |
Считает, что все знает |
Постоянно учится и требует этого от других |
Безразличие |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, активно идет на контакты |
Инициативы не проявляют |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жестокое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Согласно поведенческому подходу и лидерству его эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько манерой его обращения с подчиненными. [29] На самом деле эффективность стиля управления зависит от конкретной ситуации, возникает ситуативный подход: когда ситуация меняется, меняется и оптимальный стиль.
Широкую известность получила так называемая управленческая решетка Блейка и Мутона. Она характеризует направленность руководителя на интересы дела или на заботу об отношениях с людьми.