Математические модели при принятии решений
При принятии решений в менеджменте производственных систем используются:
· модели технологических процессов (модели контроля и управления);
· модели обеспечения качества продукции (модели оценки и контроля надежности);
· модели массового обслуживания;
· модели управления запасами (модели логистики);
· имитационные и эконометрические модели деятельности предприятия в целом, и др.
Можно выделить такие этапы процесса принятия и реализации решения (рис. 1.3):
Рис. 1.3 Этапы процесса принятия и реализации решения
Приведенная последовательность этапов процесса принятия и реализации решения не означает, что руководитель обязан выполнить все эти этапы и подэтапы, чтобы прийти к хорошему решению.
Ряд из подэтапов может быть опущен. Цель и задача могут быть очевидны или заданы (например, в приказе «разработать к данному числу проект мероприятий» цель и задача даны). Альтернативных вариантов в силу ряда причин (например, отсутствия необходимой информации) может не быть. Задача может быть столь стандартна, что нет нужды придумывать что-то новое, и руководитель просто использует уже встречавшийся ему способ деятельности, что снимает необходимость в проведении этапа «выбора окончательного решения».
Выделение этапов и подэтапов процесса принятия и реализации решения позволяет:
v легче отбирать, анализировать и оценивать как сами возможные варианты
решений, так и мотивы, побудившие их выбрать;
v легко находить причину затруднений в выработке решений;
v легко определить причины отклонений в ходе реализации решения;
v проанализировать склонности руководителя к использованию тех или иных способов и средств решения проблем с целью обучения.
Не следует рассматривать приведенную последовательность как заданную раз и навсегда. Эти этапы в ряде случаев проходят перпендикулярно, а не параллельно или сплетаются еще более сложными способами.
Проблема возникает обычно под воздействием внешней среды из-за несовершенства протекания самих материально-вещественных процессов, когда их результаты отклоняются от запланированных параметров, т.е. когда имеет место разрыв между желаемым состоянием системы (целью) и ее фактическим состоянием.
Процесс управления в этом случае рассматривается как последовательное принятие решений по возникающим проблемам.
Проблемы могут быть разделены на четыре типа:
· стандартные;
· хорошо структурированные;
· слабо структурированные;
· неструктурированные.
Решение стандартных проблем отличается ясностью и однозначностью целей, альтернатив и требуемых затрат. Для разработки их применяются заранее выработанные процедуры и правила, например, известные методики составления бизнес-плана, расчет потребности в оборудовании, в материалах, в рабочей силе, исходя из заданной производственной программы.
При решении неструктуризованных проблем суждения, опыт, интуиция руководителей и квалифицированных специалистов приобретает решающее значение.
Правильная организация экспертных спросов, квалифицированная обработка данных, четкая формулировка руководящих и основополагающих правил для решения проблем во многом обеспечивают выработку рациональных решений.
Стандартные и хорошо структуризованные проблемы относятся к числу программируемых, а слабо структуризованные и неструктуризованные проблемы являются непрограммируемыми.
Вместе с тем даже в принятии программируемых решений роль субъектного фактора, искусства руководителей и специалистов достаточно велика.
Целесообразно различать два аспекта работы по подготовке решений. Один из них касается «конструирования» самого проекта, его моделирования, другой -соответствующих процедурных правил и организационных мероприятий.
Выбор методов подготовки и обоснования решения зависит от характера решаемых проблем.
Сообразно вышеприведенной классификации могут быть использованы и четыре типа методов решения проблем:
· стандартные процедуры и правила определения решений;
· экономико-математические методы поиска оптимальных решений;
· системный анализ для построения рациональных альтернатив;
· экспертно-интуитивные методы принятия решений.
Поскольку решения направлены прежде всего на поиск и разрешение задач в той или иной обстановке, внимание во многом концентрируется на новых методах их разработках. Отсюда попытки некоторой формализации встречающихся ситуаций, которая позволяет типизировать их и определять наиболее характерные признаки.
В результате осмысливания проблемы порождается цель (иногда цели) будущего решения и его содержание.
Методы выбора и обоснование рациональных решений являются важнейшим компонентом процесса принятия решения в управлении. Усложнение управленческих ситуаций, резкое возрастание объемов информации, на основании которой принимается решение, требуют использования экономико-математических методов и компьютеризации процесса анализа и выбора решения.