Духовно-нравственное постижение хозяйства
Хозяйство, экономика, сам способ производства теснейшим образом связаны с религией. Божественным авторитетом и благословением освящены духовно-нравственные основания труда и собственности, достатка, справедливого обмена и распределения, этические нормы хозяйствования.
В своих суждениях о соотношении экономики и духовности Русский религиозный мыслитель и ученый П.А. Флоренский (1882-1937) исходил из представления о "троякости человеческой деятельности". В своей целостности, единстве и взаимосвязи человеческой жизнедеятельности он различает в ней "идеологизм или теоретическую деятельность, хозяйство или практическую деятельность и литургическую деятельность или культ"
Каковы основные линии пересечения и узловые точки взаимодействия духовно-нравственной сферы жизни человека с его хозяйственно-экономической деятельностью?
Религия входит в само основание человеческой истории, его культуры и хозяйства, творя наиболее значимые и высшие идеалы для общества и человека. Религиозная вера есть внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной (от лат. Religare - связывать)"с безусловным началом и средоточием всего существующего) (В.С. Соловьев), с абсолютным бытием, Богом как высшим существом и самим Совершенством. Невозможно понять дух и культуру народа, его социально-хозяйственный строй жизни, если не знать его религиозной веры и идеалов. Религия - явление всечеловеческое и всемирное. Историю человеческого рода как таковую невозможно переписать, обезбожить, лишить ее глубинного смысла и назначения. Так, наша цивилизация, несмотря на все отступления и преступления последних двадцати столетий, навсегда усвоила свое наименование как христианская.
Пришествие в мир Христа-Спасителя разделило всемирную историю на две эпохи - до и после Рождества Христова. Боговоплощение придало истории подлинный подлинный смысл, дало людям спасительную возможность обновления и преображения. И если быть чутким и честным в оценке всех исторических извивов двух прошедших тысячелетий, то следует признать, что христианство стало для европейской цивилизации не только духовным истоком. Именно оно сделало для культурного и нравственного развития, распространения наук и искусств, хозяйственных свершений гораздо больше, чем все социальные перевороты, законодательные акты и ученые труды вместе взятые. То же самое мы можем сказать в отношении ислама, индуизма, буддизма, конфуцианства и других религий в жизни исповедующих их народов.
В религии культивируется сам дух совершенства в его чистом, свободном от внешних воплощений виде. Это - Бог как Абсолют и как Идеал в его Благе, Истине, Красоте и связывающей силе Любви. Такой Идеал есть объективно лучший и объективно сущий. И не только для меня, не только субъективно, но и для каждого и всех, объективно, как абсолютное совершенство.
Россия-страна многонациональная и многоконфессиональная. Но при высокоуважительном отношении к каждому народу и ко всем традиционным вероисповеданиям следует особо подчеркнуть выдающуюся роль Православия в национально-историческом бытии русского народа, составляющего 80%населения России.
Православная вера Бога есть воля и стремление к Совершенство во всей его полноте. Она вселяет во все деяния человека и, прежде всего,
в хозяйственные дела и социальные заботы дух мастерства, художества и творчества, доброты и совестливости, любви и щедрости. Именно эти духовно-нравственные устои искони определяли и окормляли развитие русского уклада жизни и быта многих народов, принявших Православие. И любое отступление от них, забвение или небрежение приводили к тяжким испытаниям.
Православие формирует и подводит под экономическую науку и хозяйственную практику прочный духовно-нравственный и этический базис. Сама экономическая наука в христианском контексте рождается, по выражению С.Н. Булгакова, как "плод поисков правды и совести современного сознания".
Действительно, если не быть временщиками и поденщиками, а рассматривать хозяйственную жизнь общества и человека в ее целостности, комплексности и взаимосвязи, в значительной исторической перспективе, а не быть озабоченным только сиюминутной выгодной - просыпается совесть, нравственным становиться экономическое поведения хозяйствующей личности. Когда человек задумывается о вечности и спасении бессмертной души, его духовно-нравственное состояние непосредственно проецирует и творит хозяйственно-экономическую реальность с позиции воспринимаемого совершенства и идеала. Чем более осмысленным и глубоким становиться горизонт хозяйственного видения, тем не менее унитарно и эгоистично экономическое поведение. Более того, сама экономическая
наука и, в частности, такое ее перспективное направление как теория игр и математическое моделирование убедительно доказывают, что при бесконечно великом множестве вариантов планирования и поведения наиболее экономически оправдана хозяйственная деятельность, которая определяется библейскими заповедями. Это вновь убеждает нас, что подлинная наука и религия не противостоят, а взаимодополняют друг друга в обретении истины (правды - в русском варианте). Истина по той или иной проблеме действительно одна, подделкам же под нее несть числа.