Понятие, цели и функции управления персоналом
Удовлетворение потребности организации в персонале, рациональная расстановка и эффективное использование кадров - основные цели управления персоналом предприятия.
Целью исследования системы управления персоналом является выявление положительных и отрицательных моментов при воздействии на трудовой потенциал организации и определение более эффективного влияния в дальнейшем.
Планирование персонала - это первичная функция управления персоналом, которая направлена на приобретение, использование, усовершенствование, сохранение и движение человеческих ресурсов предприятия.
Цель планирования персонала - предоставить работающим рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями и с требованиями организации. Рабочие места, с точки зрения производительности и мотивации, должны позволить работникам оптимальным образом развивать свои способности, обеспечивать эффективность труда; они должны отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.
В современных условиях планирование человеческих ресурсов предполагает:
набор эффективного и востребованного персонала;
его сохранение в организации;
оптимальное использование персонала;
совершенствование деятельности персонала;
увольнение персонала (при необходимости);
При планировании человеческих ресурсов речь идет не столько о количестве, сколько о качестве персонала.
Планирование персонала заключается в определении количественного и профессионально - квалификационного состава работников на основе маркетинговых прогнозов по объемам и ассортименту выпускаемой продукции (оказания услуг) - в зависимости от периода: горизонта и шага планирования (прогнозирования). Трудоемкость изготовления единицы продукции (услуги) определяется известными методами нормирования: аналитически-расчетным, исследовательским, экспертным.
При планировании человеческих ресурсов речь идет и планировании спроса организации на человеческие ресурсы и планировании средств, которые обеспечат достаточное количество предложения доступного труда, удовлетворяющего спрос. На контекст человеческих ресурсов влияет структура спроса на товары, услуги организации и предложения на рынке труда.
При планировании человеческих ресурсов выделяют четыре категории работников:
существующий персонал;
потенциальный персонал;
новички;
- увольняющиеся.
Процесс планирования персонала включает ряд этапов - рисунок 1 (с. -16). Анализ этого рисунка показывает то, что планирование человеческих ресурсов начинается и кончается пересмотром корпоративных целей предприятия с системных позиций.
Рис. 1. Процедура планирования человеческих ресурсов предприятия
Главными задачами системы планирования человеческих ресурсов являются следующие:
определение или переопределение организационных целей;
определение и обеспечение базовых требований для планирования;
оценка будущих требований для обеспечения целей компании (спрос);
оценка текущих ресурсов и наличия ресурсов в будущем
(предложение);
разработка и обеспечение детального плана, т.е. сопоставление прогнозов спроса и предложения, относящихся к краткосрочной или долгосрочной временной шкале;
мониторинг системы и внесение изменений.
Две первые стадии являются подготовительными; последние три направлены на детальную разработку и обеспечение самого плана.
Планирование персонала полностью интегрировано в другие области стратегии и планирования организации. В крупных организациях существует необходимость в организации центрального отдела планирования человеческих ресурсов, ответственного перед высшим уровнем управления.
Отдел занимается координацией и согласованием различных подразделений в человеческих ресурсах и разработкой всестороннего организационного плана. В небольших организациях эти обязанности исполняются директором. В малых инновационных фирмах это является задачей руководителя предприятия.
Рассмотрим функции управления персоналом. Управление персоналом представляет последовательность работ (технологическую цепочку) по управлению персоналом в организации, заключающуюся в трех основных этапах: формировании персонала, развитии персонала и повышении качества трудовой жизни. Дополнительно сюда же включены вопросы, касающиеся кадровых нововведений в управлении.
Всю работу по управлению персоналом можно разделить на три крупных этапа и множество мелких:
1. Формирование человеческих ресурсов.