Организация эффективного управления адаптацией
· несовместимость с остальными сотрудниками;
· недовольство стилем руководства;
· не оправдавшиеся представления о работе организации;
· утрата "иллюзий" относительно организации;
· непонимание работником предъявляемых к нему требований;
· высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте;
· несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.
Для нейтрализации этих факторов работодатель должен сделать все возможное, чтобы работники осваивались на новом месте как можно быстрее. Они должны четко знать, что от них ожидают и что они всегда получат совет и поддержку, а также возможности для обучения. Работодатель должен контролировать их работу регулярно, чтобы они чувствовали себя нужными, и постараться найти сотрудника, способного выполнить роль наставника.
Итак, адаптация работника в организации, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) - в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.
Целисистемы управления адаптацией хорошо сформулированы у А.Я. Кибанова и могут быть представлены в виде схемы:
Рис.
Задачамиподразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову, являются:
организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
специальные курсы подготовки наставников;
использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
. Развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Так, например, видят Базаров и Еремин распределение обязанностей в ходе подготовки и реализации программы ориентации (см. таблицу 1):
Таблица 1
Функции и мероприятия |
Обязанности | |
по ориентации |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
- |
Выполняет |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
- |
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
- |
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
- |