Качественный анализ полученных данных
При изучении социально-психологического климата команды одним из основных показателей является уровень конфликтности отношений.
Понятно, что при командном взаимодействии в его динамическом развитии достаточно редка ситуация, когда все члены группы на всех этапах развития команды полностью принимают цели, методы их достижения и те роли, которые им предлагаются. При несогласии возникает внутренний конфликт. Личное напряжение может вызвать групповую напряженность. Особенно из-за того, что групповые цели, как и цели одного человека, не всегда озвучены.
Если корпоративные правила не работают на сплочение команды, то в полной мере проявляются конфликтность и напряженность групповой ситуации. Правильная политика руководства в профилактике и разрешении конфликтов может обеспечить бесконечно долгое существование команды.
Поэтому для любого руководителя конфликтная ситуация при грамотном анализе таит в себе больше возможности, так как вынуждает участников проявить свои реальные позиции, цели. Соответственно, руководитель может их увидеть, а также воспользоваться энергией конфликта для развития организации.
Лидерство является одним из социально-психологических факторов, влияющим на работоспособность команды.
Основным содержанием работы руководителя команды является повседневное решение следующих управленческих задач: установление и поддержание доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в команде; формирование у членов команды стремления к самостоятельной работе; организация профессионального роста членов команды; формирование у членов команды "чувства тревожной сигнализации" при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих срывом работ.
Хороший руководитель - это тот руководитель, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно, освобождая руководителя для решения его главной задачи - поиск, организация и обеспечение возможности нормального функционирования и развития команды в последующие календарные периоды и в перспективе.
Максимальное использование "человеческого фактора" возможно только при высоком уровне мотивации всех членов команды. Мотивация - "становой хребет" любой команды в любой сфере деятельности.
Чтобы мотивировать человека (себя или другого) выполнить определенное действие, необходимо: понять, чего он хочет (его мотивы и потребности); определить и сформулировать задачу (направление мотивации); показать, как, решив задачу, человек удовлетворит свои потребности (система мотивации).
Создаваемый при организации команды мотивационный фон должен достигать такого уровня, который в состоянии:
- "нейтрализовать" повышенные требования к исполнительской дисциплине и к переходу на ненормированный характера работ;
- "перекрыть" ожидаемые внешние и внутренние риски торможения хода работ;
- вызвать личную инициативу и самоотдачу всех членов команды.
Создание команды - дело сложное и кропотливое. Если перед психологом стоит задача создания новой команды, то необходимо провести следующие мероприятия:
1. Сформулировать общие требования к кандидатам в члены команды с учетом специфики деятельности фирмы, учреждения, команды.
2. Организовать отбор кандидатов (сроки и правила собеседования, рекламу для кандидатов и пр.).
. Отобрать кандидатов в члены команды на основе сформулированных требований (желательно, чтобы кандидатов было на два-четыре человека больше требуемого числа членов команды).
. Провести с кандидатами в члены команды диагностические процедуры с целью определения совместимости между ними и жизнеспособности команды.
. Определить окончательный состав членов команды.
. Провести с членами команды установочные тренинги по формированию общих коммуникативных навыков и навыков системного анализа.