Цель, задачи и методы исследования
В данной главе представлены стратегия и тактика констатирующего эксперимента имеющего целью создание эффективной управленческой команды единомышленников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- составить перечень основных требований к кандидатам в команду;
- разбить процедуру отбора на несколько этапов (анализ документов, психометрическое тестирование претендентов, собеседование с ними);
- обработать и интерпретировать полученные результаты на каждом этапе отбора;
- на основании всех материалов сделать выводы о проведенном исследовании.
Объект исследования - группа специалистов из девяти человек, которая готовится к осуществлению проекта.
Методическая база исследования: ООО "А-К-М" г. Архангельска.
При формировании управленческих команд кандидатам предъявляются следующие требования:
I. Первая группа требуемых навыков - навыки системного мышления и владение ситуационным анализом. Эти навыки необходимы для анализа, планирования своей деятельности в условиях ограниченной определенности и постоянных перемен факторов внешнего воздействия.
В этом отношении целесообразно оценить такие способности кандидатов, как:
- умение выделять из разнообразных источников полезную информацию по сравнительным данным, технологиям, методам, рыночной конъюнктуре, потенциальным конкурентам и т. п.;
- умение системно анализировать имеющуюся информацию с целью формирования определенных прогнозов, стратегии действий, выработки новых направлений деятельности;
- умение оценивать риски возможных действий, объективно анализировать все "за" и "против" различных сценариев развития событий.
II. Вторая группа требуемых навыков - коммуникативные данные кандидатов.
По этой группе требований обычно оцениваются способности кандидатов:
- создавать атмосферу доверия, ценить идеи, выдвигаемые другими, вовлекать коллектив в активную работу, не концентрируя все задачи на себе;
- формировать мотивационные стимулы для сотрудников, обеспечивая их ресурсами, обратной связью, обучением и тренингом, необходимыми для их личностного и профессионального роста;
- ясно и убедительно аргументировать свои предложения и предложения других, направленные на рациональный путь достижения конечного результата.
III. Третья группа необходимых навыков - лидерские способности кандидатов.
Здесь выявляются такие качества, как:
- уверенность, умение четко определить наиболее рациональный вариант действий и заразить других уверенностью в успехе выбранного пути,
- умение наладить партнерское взаимодействие даже с теми службами и партнерами, с которыми традиционно складываются конфликтные отношения,
- нацеленность на действие и результат, способность брать не себя ответственность за реализацию поставленных целей, преодолевая внешние трудности и бюрократические барьеры.
Для отбора кандидатов были подобраны следующие методики:
1. Методика "Мотивация к успеху", автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху (см. Приложение № 2).
2. Методика "Мотивация к избеганию неудач", автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к избеганию неудач, к защите (см. Приложение № 2).
. Методика "Психогеометрический тест". Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:
а. мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть различия) личности интересующего Вас человека и, естественно, Вашу собственную форму; б. дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке; в. составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. (см. Приложение № 2).