Компетенции государственного служащего
Определение по западной модели: Эффективно собирает важную информацию в устном общении. Задает вопросы, направленные на сбор информации, демонстрирует «активное» слушание.
Определение по российской модели: Определяет, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации.
· в компетенции Развитие подчиненных участники исследования подчеркнули особую роль наставничества, как способ обучения и развития своих сотрудников.
Определение по западной модели: Развивает у подчинённых навыки и компетенции, связанные с текущей и будущей работой, используя возможности тренингов и других мероприятий по развитию.
Определение по российской модели: Способствует развитию других, выступая в качестве примера. Учитывает личностные и профессиональные качества сотрудников и их карьерные устремления. Отслеживает прогресс в развитии подчиненных.
· в компетенции Межличностное понимание участники исследования подчеркнули необходимость активного слушания для эффективного взаимодействия и понимания точки зрения других людей в достижении собственных целей и задач государственного служащего.
· в компетенции Работа в команде
участники выделили
важность для успеха такого качества, как открытость, что подразумевает стремление управленца делиться с коллегами необходимой информацией, сталкиваясь с проблемой, открыто говорить о ней, признаваться в своих ошибках.
Новые компетенции:
Результаты исследования выявили следующие 4 компетенции, характерные только для России, и которые не отражены в модели компетенций:
· Саморазвитие
· Позитивное мышление
· Системность мышления
· Построениеааавзаимоотношений
Саморазвитие
Определение: Открыт новым знаниям и опыту. Правильно оценивает свои сильные и слабые стороны, постоянно развивает свои профессиональные, деловые и личностные качества. Берется за решение более сложных задач.
Для Запада этот навык не так актуален, как для России, так как западная система образования больше отвечает потребностям бизнеса, поэтому выпускники университетов и колледжей имеют возможность получения всех необходимых знаний и навыков для применения их в работе по специальности.
Выпускнику российского ВУЗа требуется затратить дополнительные усилия, чтобы приобрести нужные знания и навыки для решения тех задач, которые ставятся перед ним в области государственного управления. Присутствие компетенции Саморазвитие в российской модели также обусловлено необходимостью управленца в России хорошо ориентироваться в постоянно меняющейся экономической ситуации в стране. Чтобы человек эффективно работал в России, ему необходимо постоянно впитывать новые знания, так как темпы развития экономики опережают темы развития системы образования.
Позитивное мышление
Определение: Концентрируется на позитивных моментах в сложных ситуациях, демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы.Данная компетенция наиболее актуальна для России в связи с постоянно меняющейся ситуацией в экономике, большим количеством проблем, требующих от управленца немедленного решения. Часто эти проблемы ему приходится решать в условиях неопределенности (например, в законодательстве). Для успеха управленцу необходимо постоянно поддерживать в себе уверенность в своих силах и возможности разрешения проблем.
Системность мышления
Определение: Рассматривает ситуацию в широком контексте, определяет причины возникновения проблем, находит способы предотвращения их в будущем. Видит, как его решения отражаются на других.
Поэтому успех управленца зависит от того, насколько полно он рассмотрит все факторы, влияющие на проблему, сможет взглянуть на ситуацию шире и увидеть влияние своих решений на других людей.
Построение взаимоотношений
Определение: Общается с другими в дружелюбной манере, создает доверительную атмосферу. Устанавливает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации.Культурные и экономические особенности России таковы, что часто для достижения поставленных целей необходимо использовать «нужные» контакты и неформальные связи, которые позволили бы решать вопросы в обход длительных бюрократических процедур, как внутри организации, так и с внешними службами (например, с налоговыми и ревизионными органами). Таким образом, проведя данное исследование, мы сделали вывод, что, несмотря на то, что критерии успешности управленцев на Западе и в России в целом схожи, некоторые из компетенций, важные для России, не являются столь востребованными на Западе. Это означает, что при внедрении западных технологий в России важно учитывать различие в культуре и экономике наших стран, что, очевидно, отражается на корпоративной культуре организаций. Несомненно, западные инструменты имеют длительную историю и являются эталонами в мировой практике, тем не менее, мы рекомендуем внимательно оценивать содержание методик и адаптировать технологии к российской экономике, прежде чем внедрять и активно использовать их в России.