Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Одним из предложений по повышению эффективности работы ОАО «Восток-Хабаровск» может быть усовершенствование организационной структуры и системы управления. Организационная структура управления ОАО «Восток-Хабаровск» строится исходя из конкретных задач, решаемых коллективом, и направлена на достижение наибольшей экономичности и эффективности функций управления и обеспечения на этой основе современного технического уровня проводимых НИОКР.
Основные направления совершенствования организационной структуры управления предприятия:
повышения квалификации руководителей, конкретизации их должностных прав и обязанностей, исключения дублирования в работе;
совершенствование системы делопроизводства, бухгалтерской отчетности и общего документооборота за счет внедрения современных автоматизированных средств управления;
внедрение современных организационных принципов разработки новых изделий (сквозного проектирования);
реализация творческого потенциала сотрудников;
реструктуризация службы маркетинга и обеспечения.
Использование маркетинга необходимо при установлении торговых связей с экономически развитыми регионами страны и на международных рынках. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке, является необходимость продуманного системного изучения всех возможных конкурентов, чтобы хорошо знать их сильные и слабые стороны и учитывать эти факторы при разработке экспортной политики, эффективно использовать то, что имеется в конкретных фирмах и методах их деятельности. Маркетинг повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя планомерность на сферу рыночных связей. Это находит отражение в рационализации процесса товародвижения, совершенствовании практики учёта и прогнозирования рыночной ситуации в процессе планирования, которое происходит на предприятии.
Имидж предприятия в основном определяется качеством и количеством контактов с внешними организациями. В связи с этим выработка рекомендаций по установлению и организации контактов с теми или иными организациями, а иногда и функции представительства предприятия в его отношениях с другими организациями может выполнять служба маркетинга. Порядок и уровень компетенции при выполнении подобных работ определяет руководство предприятия. Так оно может контролировать, чтобы отдел маркетинга планомерно и последовательно проводил запланированную политику, направленную на формирование соответствующего имиджа предприятия среди поставщиков и партнеров.
В настоящее время сотрудники и специалисты многих отделов на предприятии не понимают и не приемлют назначение маркетинга, считают его ненужным. Не приемлют службу маркетинга в силу сложившейся психологии за многие годы работы на предприятии при административно-командной системе, когда заказы давало и финансировало государство.
Для построения организационной структуры маркетинга выберем функциональную организацию, т.к. номенклатура производимой продукции невелика (опытное и мелкосерийное производство). Функциональная организация - организационная структура управления, при которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и пр.).
Помимо решения конкретных маркетинговых задач важными задачами функциональных маркетинговых служб являются обеспечение ориентации всей деятельности предприятия на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб предприятия в данном направлении.
Относительно квалификации кадрового состава: отдел в основном был укомплектован достаточно случайными людьми, зачастую не имеющими даже специальных маркетинговых знаний. Для нормального функционирования службы маркетинга и обеспечения необходим подбор и наем опытных специалистов по маркетингу.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к персоналу (компетентность, высокие моральные качества и т.д.). Кроме того, они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:
. Системность знаний, большая эрудиция и кругозор. Маркетолог должен обладать знаниями в области последних достижений научно-технического прогресса, в области коммерческой деятельности, производства и др.
. Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и странах, занимающихся разными видами деятельности.