Содержание и задачи инновационного менеджмента
Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей. [15, с. 7-8]
Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой - как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.
Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.
Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.
Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):
разработка и осуществление единой инновационной политики;
разработка проектов и программ инновационной деятельности;
подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;
контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;
финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;
подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;
формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов. [14, с. 23]
Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут:
исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов;
прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара;
анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта;
определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта;
поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений;
анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли;
оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций;