Содержание и задачи инновационного менеджмента
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.[15, с. 5]
В настоящее время понятия инновации, принятого в документах международного стандарта, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Оно взято за основу и при выработке нормативной правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности.
Основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна и коммерческая реализуемость, то есть новшество реализуемо на рынке, что означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Таким образом, сама по себе новая идея, отраженная в схемах, чертежах - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. Кроме того, в условиях рыночной экономики практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанной с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуги. [15, с. 5-6]
Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности - инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент - это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности. [12, с. 7]
В общем понимании инновационный менеджмент - это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.
Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Он базируется на теоретических положениях общего менеджмента, которые применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.
Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.
Как самостоятельная область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.
Инновационный менеджмент позволяет реализовать возможности научной деятельности и тем самым достичь мирового лидерства в отдельных областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих стран, реализовать способность науки как средства производства богатства.