Менеджмент сегодня

Организация труда руководителя библиотеки

- Грамотно и рационально ставить цели и задачи;

- Анализировать ситуацию;

- Прогнозировать ход событий и последствий;

- Планировать свою деятельность и деятельность библиотеки;

- Рационально принимать решения;

- Мотивировать персонал;

- Организовывать работу и налаживать руководство;

- Регулировать отношения и разрешать конфликты;

- Формировать организационную культуру и управлять ею;

- Вести постоянный учет и контроль.

Считается, что от указанных десяти функций руководителя зависит результативность работы любой библиотеки (68, с. 358).

Известный теоретик в области управления Г. Минцберг разработал теорию, согласно которой руководитель выполняет три роли: межличностную, информационную и управленческую.

Г. Минцберг провел фундаментальное исследование по изучению труда пяти разных руководителей высшего эвена. Он отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:

«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления определенной детали на своем станке, могут потом в многие недели заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то сооружения или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. А руководитель даже не может надеяться на подобную однородность в своей работе. Скорее характерным будет для него кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности» (69).

Последовательность

информационного потока:

Получатель информации

производит ее поиск и сбор и передает ее связующему звену, который планирует деятельность предприятия, согласно указаниям главного руководителя. Далее от связующего информация обрабатывается распространителем и доносится до представителя, который занимается отчетностью и передает информацию о планах, нынешнем состоянии, результатах работы подразделений (организаций) внешним лицам и органам. Если нужно проводить важное взаимодействие с внешними организациями (заключение сделок, согласование и подпись контрактов), это поручается ведущему переговоры.

Вторая часть информационного потока - управленческая.

Начинается от главного руководителя. Он создает дисциплину и отдает стратегические распоряжения. Через лидера его указания в мотивированном виде доносятся до остальных менеджеров. В процессе обязательно появляются проблемы, вызванные внешними факторами. Инициатором их решения выступает предприниматель.

Он может воздействовать на распределителя ресурсов

и

устранителя проблем,

выступающего, в свою очередь, в роли стабилизатора при решении проблем. Распределение ресурсов подразумевает делегирование полномочий остальным участникам процесса управления.

К любой из приведенных управленческих ролей справедливы такие требования к профессиональной компетенции.

Первая группа: знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Состоит из:

а) Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, с высокой динамичностью и неопределенностью;

б) Информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: научные исследования, техника, технологии, конкуренция, спрос на продукцию;

в) Способность управлять материальными ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами и знание методик повышения эффективности управления;

г) Умение использовать современные информационные технологии, средства телекоммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и с самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые вызывают доверие и уважение со стороны других, такие как:

а) высокое чувство долга и преданность делу;

б) честность в отношениях и доверие к партнерам;

в) умение четко выражать свои мысли и убеждать других;

г) уважение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

д) способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы;

е) критически оценивать и повышать эффективность собственной деятельности.

Сравнение моделей А. Файоля и Г. Минцберга показывает, что А. Файоль отвечает на вопрос: «Что делать менеджеру?», а Г. Минцберг - «Какую роль должен выполнять менеджер?» (42, с. 39).

Перейти на страницу: 1 2 3 4