Организация труда руководителя библиотеки
- Грамотно и рационально ставить цели и задачи;
- Анализировать ситуацию;
- Прогнозировать ход событий и последствий;
- Планировать свою деятельность и деятельность библиотеки;
- Рационально принимать решения;
- Мотивировать персонал;
- Организовывать работу и налаживать руководство;
- Регулировать отношения и разрешать конфликты;
- Формировать организационную культуру и управлять ею;
- Вести постоянный учет и контроль.
Считается, что от указанных десяти функций руководителя зависит результативность работы любой библиотеки (68, с. 358).
Известный теоретик в области управления Г. Минцберг разработал теорию, согласно которой руководитель выполняет три роли: межличностную, информационную и управленческую.
Г. Минцберг провел фундаментальное исследование по изучению труда пяти разных руководителей высшего эвена. Он отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:
«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления определенной детали на своем станке, могут потом в многие недели заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то сооружения или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. А руководитель даже не может надеяться на подобную однородность в своей работе. Скорее характерным будет для него кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности» (69).
Последовательность
информационного потока:
Получатель информации
производит ее поиск и сбор и передает ее связующему звену, который планирует деятельность предприятия, согласно указаниям главного руководителя. Далее от связующего информация обрабатывается распространителем и доносится до представителя, который занимается отчетностью и передает информацию о планах, нынешнем состоянии, результатах работы подразделений (организаций) внешним лицам и органам. Если нужно проводить важное взаимодействие с внешними организациями (заключение сделок, согласование и подпись контрактов), это поручается ведущему переговоры.
Вторая часть информационного потока - управленческая.
Начинается от главного руководителя. Он создает дисциплину и отдает стратегические распоряжения. Через лидера его указания в мотивированном виде доносятся до остальных менеджеров. В процессе обязательно появляются проблемы, вызванные внешними факторами. Инициатором их решения выступает предприниматель.
Он может воздействовать на распределителя ресурсов
и
устранителя проблем,
выступающего, в свою очередь, в роли стабилизатора при решении проблем. Распределение ресурсов подразумевает делегирование полномочий остальным участникам процесса управления.
К любой из приведенных управленческих ролей справедливы такие требования к профессиональной компетенции.
Первая группа: знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Состоит из:
а) Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, с высокой динамичностью и неопределенностью;
б) Информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: научные исследования, техника, технологии, конкуренция, спрос на продукцию;
в) Способность управлять материальными ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами и знание методик повышения эффективности управления;
г) Умение использовать современные информационные технологии, средства телекоммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и с самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые вызывают доверие и уважение со стороны других, такие как:
а) высокое чувство долга и преданность делу;
б) честность в отношениях и доверие к партнерам;
в) умение четко выражать свои мысли и убеждать других;
г) уважение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
д) способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы;
е) критически оценивать и повышать эффективность собственной деятельности.
Сравнение моделей А. Файоля и Г. Минцберга показывает, что А. Файоль отвечает на вопрос: «Что делать менеджеру?», а Г. Минцберг - «Какую роль должен выполнять менеджер?» (42, с. 39).