Менеджмент сегодня

Организация труда руководителя библиотеки

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что несомненно повлияет на работу всей организации.

Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

Организационно-административные действия руководителя можно свести к следующим основным:

- Установление программы действий по достижению поставленных задач, целей в соответствии с имеющимися средствами и ресурсами;

- Наблюдение за исполнением программы и координация действий в случае ее изменения;

- Подбор кадров исполнителей в соответствии с их служебной ролью;

- Точное определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности исполнителей;

- Согласование и объединение усилий всех работников фирмы;

- Ясное, точное и четкое формулирование решений;

- Поощрение инициативы и ответственности, справедливое вознаграждение за выполненную работу;

- Предупреждение ошибок и недоразумений;

- Обеспечение соблюдения дисциплины и подчинения частных интересов интересам всем организации;

- Осуществление контроля;

- Борьба с бюрократическим формализмом.

Вся организационно-административная деятельность менеджера направлена на то, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и ориентировать людей на заинтересованное выполнение своих служебных обязанностей. Недопустимо, чтобы процесс коллективного труда оставался без определенного руководства, без точного установления ответственности менеджера, без строжайшего порядка, создаваемого единством воли руководителя.

Но организационно-административная деятельность руководителя может принимать резкие формы диктаторства, если нет идеальной дисциплинированности и сознательности.

Важен вопрос распределения обязанностей между руководителем и его заместителем (заместителями), возможная передача своих прав подчиненным. Распределение обязанностей в организации в основном зависит от следующих факторов:

- Числа сотрудников;

- Количества заместителей;

- Профессиональных и личностных качеств заместителей и других факторов (40, с. 356).

Распределение обязанностей между руководителем и его заместителями закрепляется в должностных инструкциях. В целом организационно-административная деятельность руководителя по управлению персоналом может быть дифференцирована на четыре вида операций:

- Служебно-коммуникационные (передача и прием устной информации);

- Распорядительные (доведение решений до исполнителей);

- Координационные (взаимная увязка работы структурных звеньев управляемого объекта);

- Контрольно-оценочные (контроль, исполнение, оценка работы коллектива и каждого сотрудника, поощрения и взыскания).

Производственно-коммерческая и финансово-экономическая деятельность составляет самую ответственную и важную часть работы коллектива организации и, естественно, руководителя для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач.

Содержание производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности руководителей структурных подразделений библиотек зависит, от содержания деятельности соответствующего подразделения.

Руководитель определяет основных потенциальных пользователей, покупателей с учетом транспортных возможностей и других условий, уточняет план загранкомандировок своих сотрудников, определяет формы осуществления взаимодействия, заключения договоров.

Естественно, выполнение производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности лежит на всем коллективе библиотеки, но спланировать, организовать, скоординировать и проконтролировать работу коллектива и отдельных сотрудников библиотеки является обязанность руководителя.

В конечном счете эффективность деятельности руководителя определяется через выполняемые им функции. В экономической литературе выделяют десять основных функций руководителя. Он должен уметь:

Перейти на страницу: 1 2 3 4