Власть как элемент влияния
Таким образом, структура аппарата управления является не только системой распределения полномочий между управленческими работниками, но и системой борьбы за власть.
Поскольку власть имеет важное значение в построении структуры аппарата управления фирмой, то необходимо рассмотреть различные источники власти, которыми могут обладать руководители и подчиненные.
Источники власти подчиненных
Делегирование полномочий - далеко не единственный источник власти в организации. В любой организации в первом приближении можно выделить четыре крупных источника власти, соответствующих различным типам зон неопределенности:
· экспертное знание и умение;
· отношения между организацией и ее внешней средой;
· контроль над коммуникационной сетью и информацией;
· наличие общих организационных правил и право руководства их устанавливать.
Поскольку власть так же, как и полномочия, реализуется через процесс принятия решения, то и указанные источники власти необходимо рассматривать во взаимосвязи с этим процессом.
Власть экспертов. Значительная часть управленческих решений имеет групповой характер, т. е. подготавливается группой лиц и принимается руководителем. К таким группам относятся и эксперты.
Власть экспертов базируется на их знаниях в области решаемой проблемы. Эксперты помогают руководителю описать качественно и количественно (если возможно) проблемную ситуацию, определить время и ресурсы для принятия решения, выбрать множество возможных альтернатив, предложить возможные критерии оптимального выбора решений. Эксперты в борьбе за власть, объединившись в группу, делают свои знания и опыт недоступными для остальных. Эксперты теряют свою власть в случае, если их можно заменить. Поэтому, формируя структуру аппарата управления, следует учитывать, что всякий член организации является в определенном смысле экспертом, обладающим знаниями и умением, которыми пользуется для улучшения своего положения.
Внешняя среда в процессе принятия решений представляет собой наибольшую и важную зону неопределенности. Отдельные работники в силу определенных условий (например, личного знакомства с представителями законодательных, исполнительных или контролирующих государственных органов; использования родственников и друзей, занимающих важное для организации положение во внешней среде) или используя личное обаяние и умение контактировать с людьми, могут решить многие вопросы, не имея на то особых полномочий. Такое их положение в организации позволяет контролировать эти зоны неопределенности во внешней среде и обладать властью и возможностью навязывать свою волю другим. Если руководитель воспользуется услугами такого человека, то он может попасть в определенную зависимость.
Процессы коммуникации представляют собой в принятии решений способ общения между группами, отдельными сотрудниками и руководителями. Работники аппарата управления, занимающие место сосредоточения информации в коммуникационной сети, обладают властью над другими работниками (в т. ч. руководителем), передавая ему информацию, руководствуясь собственными интересами.
Для обладания властью данный работник может использовать разные способы искажения информации: задержку информации во времени; фильтрацию информации по мере ее движения вверх, вниз или с уровня на уровень подразделения или организации; приукрашивание информации, передаваемой руководителю высшего звена; передачи информации с шумами. Лица, имеющие возможность влиять на коммуникации, могут обладать неофициальной властью. Это обстоятельство необходимо учитывать при распределении работников по должностям в структуре аппарата управления.
Организационные правила сопровождают делегирование полномочий. Регламентация полномочий порождает параллельную сеть отношений власти. Жесткие правила предписывают работникам аппарата управления обязанности, ответственность и права в решении лишь отдельных задач управления. Ограниченность формальных действий лиц нижестоящих уровней создает большое число источников неопределенности. Эти зоны неопределенности контролируют не столько руководители, устанавливающие правила, сколько мелкие служащие, играющие важную роль «при начальнике», т. е. занимающие ключевые стратегические позиции. Например, секретари, помощники, референты, контролируя неформально постоянные источники неопределенности, приобретают огромные неофициальные привилегии и власть. Они развивают сложные неформальные параллельные системы власти, не неся ответственности и не внося вклада в результаты принимаемых решений, создают зоны зависимости и конфликтов.
Существует мнение, что рассмотренные источники власти проявляются лишь в бюрократических организационных структурах управления. Проведенный анализ существующих типов организационных структур управления показывает, что даже современные гибкие формы содержат зоны неопределенности, а значит и зоны неформальной власти.