Власть как элемент влияния
Индивидуальные характеристики и поведение людей в организации создают лишь определенные условия для эффективной работы аппарата управления. Однако истинная производительность каждого работника аппарата управления зависит во многом от других характеристик, присущих человеку - возможности использования власти и лидерства. Вокруг этих условий всегда строится очень сложная игра отношений между работниками - отношений скрытого и явного торга за более выгодные условия, отношений шантажа и контршантажа, союзов и противоборств. Каждый работник, каждая группа вырабатывают в этой игре определенную стратегию. В сущности, это всегда стратегии борьбы за власть и лидерство. Структура аппарата управления является местом, где человек, занимающий определенную должность, вырабатывает условия для проявления собственной власти.
Власть как свобода поступить по своему усмотрению порождается самими задачами, которые человек обязан решать в соответствии с занимаемой им должностью. Всякая задача всегда включает неопределенности в том, что касается конкретных способов ее решения. Иначе она не представляет собой задачу как процесс принятия решения.
В этом смысле руководитель и менеджер в процессе решения задачи имеет некоторую свободу выбора решения, т. е. власть. Следовательно, менеджер имеет не только полномочия, но и власть как реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию, на которую направлено решение.
Из анализа отношений людей в организациях, проведенного М. Крозье, следует, что « .всякая система коллективного действия складывается как система власти. Она есть феномен, следствие и факт власти. Всякий серьезный анализ коллективного действия должен ставить власть в центр своих размышлений. Ибо коллективное действие есть не что иное, как повседневная политика. Власть - его «первоматерия». Все - политика, ибо власть везде».
В основе власти лежит необходимость распределения и координации коллективных действий в процессе достижения организацией собственных (общих) целей. Действия менеджеров связаны с решением задач управления. Решение каждой задачи должно заканчиваться принятием управленческих решений. Право менеджера решать те или иные задачи, т. е. принимать решения или участвовать (вырабатывать альтернативные решения и реализовывать принятые решения) в принятии решений, определяется полномочиями. Полномочия, другими словами, определяют, что делает лицо, занимающее какую-то должность, какую ответственность оно несет и какими правами оно обладает.
Следует различать понятия «полномочия» и «власть»
Полномочия - это обязанность, ответственность и право менеджера действовать (принимать решения) в отношении распределения или перераспределения ограниченных ресурсов, необходимых для функционирования организации. Полномочия всегда ограничены уровнем управления, на котором распределяются ресурсы. Чек большим количеством ресурсов (прежде всего, человеческих ресурсов) распоряжается менеджер, тем значительнее его полномочия. Полномочия определяют статус или положение (место) в иерархии аппарата управления. Положение менеджера в струї туре аппарата управления определяет характер принимаемых им решений. Так, руководитель фирмы, по своему статусу (высший уровень управления), наделен полном чиями принимать решения стратегического для деятельности фирмы характера, в я время как действия начальника цеха ограничены полномочиями принимать решения только в пределах цеха. Данные полномочия начальнику цеха делегированы руководителем, в пределах способностей начальника цеха справляться с неопределенностью в принятии решений. Здесь следует заметить, что полномочия ограничиваются» рядом других условий, которые будут рассмотрены ниже.
Процесс принятия решений предусматривает выбор альтернатив решения. Если работник имеет некоторую свободу в выборе решения и способности контролирования зоны неопределенности при принятии этих решений, то он обладает властью и возможностью навязывать свою волю другим.
Следовательно, власть является порождением самого процесса принятия решений. В то же время результат власти принятого решения зависит не только от полномочий, но и, в значительной степени, от использования власти работником, принимающим решение. Например, результат решения, принятого руководителем, будет зависеть от того, какую релевантную или избыточную информацию предоставит ему менеджер, обрабатывающий эту информацию. Именно этот менеджер решает, повысить релевантность информации или передать ее с различными помехами.
Власть - это реальная свобода руководителя или подчиненного в выборе вариантов действия при принятии и реализации решений и возможность влиять на ситуацию. Власть не делегируется - она завоевывается. Можно иметь власть, не имея полномочий, и имея полномочия, можно не пользоваться властью.