Типы стратегий
Североморская АШ РОСТО относится к малой организации по критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2008 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [1, статья 4]
Услуги по обучению, предоставляемые Североморской АШ РОСТО, являются платными. Североморская АШ РОСТО предоставляет физическим лицам следующие платные услуги:
полный курс обучения, включающий теоретический курс по правилам дорожного движения (ПДД) 106 часов, обучение вождению 50 часов стоимость 26000 р.
- обучение вождению (дополнительные часы вождения): 400 руб./час.
Раз в месяц Североморская АШ набирает на обучение 1 группу 27 - 30 человек. Обучение проводится только в вечерних группах. По окончанию обучения слушателям выдаётся свидетельство установленного образца.
Североморская АШ также осуществляет организованную сдачу экзаменов в ГИБДД.
Реклама ведется на низком уровне, а именно в городских автобусах, в телефонном справочнике Североморска, и на автомобилях автошколы, из этого следует, что значение рекламы руководством автошколы недооценено.
Использование участниками рынка рекламы осуществляется с целью не только продвижения товаров, стимулирования сбыта, но и создания фирменного стиля, повышения качества обслуживания потребителей. Реклама выступает мощным стимулом успешного продвижения готовой продукции (услуги) к конечному потребителю.
Оценка и анализ внешней среды
Анализ состояния и перспектив развития факторов внешней среды (т, е. прогноз того, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда), совместно с оценкой сильных и слабых сторон своей внутренней среды позволяет организации установить цепочки связей между ними которые могут бут быть использованы для формирования стратегии организации.
Факторы внешней среды:
1. Экономические факторы:
- Так - как с 01.01.2010 г., автошкола перешла на новую программу подготовки водителей, соотношение теории и практики были изменены, поэтому стоимость обучения возрастет с 17 до 26 тысяч рублей, и спрос на услуги автошколы может снизиться;
вследствие инфляции растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как предложение не поспевает за спросом. В настоящий момент в России происходит хоть и медленное, но снижение цен на бензин, что скажется на стоимости обучения в автошколе;
с ростом безработицы снизится число потенциальных клиентов автошколы, так как неработающий человек имеет меньше возможностей для реализации своих потребностей, в том числе и по обучению вождению транспортного средства и получению водительских прав.
В отношении исследуемой нами автошколы, по данным Центра занятости г. Североморска численность зарегистрированных безработных за последние четыре месяца увеличился на 210 человек.
2. Политические факторы:
- деятельность Североморской АШ непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и федерального правительства. Поскольку Североморск военный город, а в вооруженных сила РФ в 2009 году началась реформа по приведению армии к новому «облику», в результате чего, на Северном Флоте будет сокращено 5508 офицеров, поэтому сейчас военнослужащие, которые еще не сокращены, и не уверенны в своем будущем, приходят в автошколу для получения специальности водителя категории «C»,» Е» или «D».
3. Рыночные факторы:
- спрос на услуги Североморской АШ в значительной степени зависит от демографических условий. Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодёжи. Следовательно, если население «молодеет», то спрос на услуги автошколы будет расти, если «стареет» - падать. Согласно данных ЗАГСа г. Североморска, в этом году 18 летних детей - 836, в 2011 -736 и такая динамика уменьшения рождаемости, связанная с экономическим состоянием России в девяностых годах, наблюдается до начала 2000-х, поэтому, можно сказать, что спрос на услуги автошколы будет уменьшаться.
4. Технологические факторы.
Североморская АШ не занимается производственной деятельностью, а является образовательным учреждением и поэтому не зависит от каких-либо изменений в технологии производства, но её коснуться изменения связанные с введением с первого января 2010 года новой программы подготовки водителей. Теперь под вождение отведено 50 часов вместо 32.
5. Факторы конкуренции.
Важнейшими конкурентами Североморской автошколы РОСТО являются другие автошколы, которые тоже находятся в г. Североморске, сейчас существуют еще две автошколы:
межшкольный учебный комбинат (МУК), ул. Авиаторов - 3. Занимается только подготовкой водителей категории «В», расположен на окраине города, вследствие чего там самая низкая стоимость обучения. По итогам 2009 года было подготовлено и выпущено 218 водителей;
автошкола «ИОН», ул. Сивко - 2. Занимается только подготовкой водителей категории «В», расположена в центре, и поэтому самая высокая стоимость обучения. По данным 2009 года эта автошкола выпустила 524 водителей. Следует отметить, что в этой автошколе главным бухгалтером работает супруга начальника районной регистрационно-экзаменационной группы Североморского ГИБДД и поэтому у граждан бытует мнение, что при сдаче экзаменов ученики этой автошколы имеют приоритет. Реклама у всех трех автошкол находится на одинаковом уровне.