Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях
Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политических и географических особенностей территории России, общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить ту совокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов. Среди них:
. Требования к структуре основных общеобразовательных программ.
2. Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).
. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
. Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования.
. Модель системы, оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
. Модель системы социализации и воспитания обучающихся.
. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.
. Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.
Государственные стандарты общего образования рассматриваются как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования. Исходя из необходимости выбора оптимальной общности описания, для стандартов общего образования устанавливается уровень общекультурного описания, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Из содержания стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах общего образования. Целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.
Таким образом, региональная образовательная система представляет собой, с одной стороны, взаимоопосредованную связь собственно педагогического процесса, процесса повышения квалификации педагогических кадров и процесса управления образованием, а с другой стороны, сложно организованную практику действующих субъектов, осуществляющих свои функции в рамках различных звеньев системы (образовательного учреждения, методической службы, управленческих структур).
Образовательная система может быть направлена на достижение унифицирование целей общества и личностных целей субъектов педагогического процесса. Их соотношение характеризует комплекс социально - психологических и психолого-педагогических условий функционирования и развития образовательной системы. Направленность образовательной системы и реализацию унифицированных целей обеспечивает такую ее организацию, при которой управленческое звено выступает ведущим и подчиняет себе остальные ее звенья. Направленность же системы на реализацию целей субъектов педагогического процесса предлагает другое выстраивание ее связей - своеобразное подчинение управленческого звена и звена повышения квалификации собственно педагогическому звену.
Логика и психология развития региональной образовательной системы на современном этапе отражает последовательность движения от варианта модели, целостность которой обусловлена унифицированными целями, к промежуточному варианту, характеризующемуся рассогласованием связей между звеньями, и к такому варианту модели образовательной системы, целостность которой обусловлена новым качеством связей, ориентированных на цели субъектов педагогического процесса.