Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях
Важнейшей особенностью управленческой деятельности в образовании является необходимость реализации функции проектирования и программирования. В определенном смысле можно сказать, что именно эти функции являются наиболее существенными для управления региональной образовательной системой. В современной научной литературе имеется значительное количество описаний деятельности проектирования применительно к образованию. Можно даже сказать, что именно сфера образования стала объектом и предметом развития дискурса по проектированию.
В современном образовательном дискурсе в достаточной степени так же распространены описания деятельности проектирования, определены основные ее этапы, сформировано представление об их важнейших характеристиках. Прежде всего, проектирование как любая управленческая деятельность нуждается в анализе ситуации, при этом желательно, чтобы анализ проводился по определенным критериям, которые будут в достаточной степени актуальными и последовательными. Именно такие критерии позволят рассмотреть ситуацию как проблему и провести описание проблемы в определенных понятиях и знаках, позволяющих дальнейшее оперирование в контексте деятельности. При этом особенно важно именно сформулировать проблему, для решения которой необходимо предпринять некоторые действия, которые и будут описаны в проекте. Следующим этапом должно стать концептуализирование, что представляет собой создание оснований будущей проектной деятельности. Концепция или наиболее общие теоретико-методологические основы проектной деятельности может быть и самостоятельным продуктом, актуальным для определения принципов и направлений развития образовательной системы. При определенных условиях концепции могут оказывать значительное влияние на трансформацию образования именно потому, что, в отличие от проектов и программ они наиболее обобщены и абстрактны, а значит и реализация их не столь актуальна в конкретные сроки. Иногда даже оказывается возможной ситуация, когда концепция имеющая статус "проекта" оказывает значительное долговременное последствие на развитие образовательной системы, не сравнимое со многими документами, имеющими официальный статус "программа". В качестве примера можно указать на Концепцию национальной школы, влияние которой на ситуацию в образовании весьма значительно, не смотря на то, что эта концепция так и не была принята в качестве официального документа. Для создания концепции необходимо осуществить взаимодействие усилий ученых, принадлежащих не только к различным научным школам, но и к различным отраслям знания, что всегда позволяет создать целостную междисциплинарную модель и получит максимальное количество практических следствий и выводов из этой модели. Таким образом можно отметить, что уровень концептуализации на стадии создания проекта предполагает:
Использование наиболее общих теоретико-методологических и философских подходов, что позволяет создать наиболее абстрактное представление о желаемом результате, которое вследствие своей обобщенности и абстрактности способно оказывать долговременное воздействие на развитие образовательной системы. Именно данное обстоятельство позволяет концепции не устаревать, в отличии от детально разработанных программ, которые находятся в тесной зависимости от меняющихся обстоятельств, что становится особенно заметно в переходный период;
Привлечение к созданию концепта специалистов различных сфер знания, что позволяет формировать целостное представление о будущем результате и параллельно развивать различные аспекты теории образования.
Следующим этапом проектной деятельности является составление плана действий, которые должны актуализировать реализацию целей и задач проекта. Составление плана действий позволяет рассматривать проект не только как продукт деятельности. но и как саму деятельность по реализации поставленных целей. Данное обстоятельство особенно важно, поскольку оно позволяет включать в проектную деятельность коррекцию технологического цикла в зависимости от тех поправок, которые вносит жизнь в выполнение проекта. Таким образом можно сказать, что внутри проекта присутствует программа, выполнение которой и явится аспектом реализации проекта, при этом программа содержит описание этапов выполнения проекта и продуктов, которые должны быть получены как результаты отдельных этапов. Успешность выполнения программы находится в зависимости от нескольких важнейших принципов. Данные критерии представляются чрезвычайно важными, поскольку они позволяют предусмотреть будущую судьбу проекта и те препятствия, которые могут встретится на пути его реализации. Важнейшей частью проектной деятельности является описание технологий выполнения проекта и тех ресурсов, которые необходимы для этого. Представление о ресурсах должно быть максимально широким и включать в себя не только материальные ресурсы, но и интеллектуальны, кадровые и т.д. технологии реализации проекта также должны в достаточной степени быть поливариантными и взаимодополняющими друг друга. От этого в значительной степени зависит успешность выполнения проекта. Не маловажным аспектом проектной деятельности является постоянная рефлексия проведенных действий, что позволяет вовремя реагировать на появившиеся сложности в выполнении проекта и корректировать технологии и план деятельности.