Преимущества и недостатки стратегических альянсов
Очевидно, что стратегические альянсы как особая форма взаимодействия между предприятиями имеет множество преимуществ:
· возможность быстрого проникновения на жизненно важные рынки и создание потенциала для освоения более крупного рынка;
· получение достоверной информации о незнакомом рынке и культуре за счет создания союзов с местными компаниями;
· получение ценных навыков и компетенций, сконцентрированных в определенных географических регионах (например, разработка программного обеспечения сконцентрирована в США, моделирование модной одежды - в Италии, эффективная организация производства - в Японии);
· сотрудничество создает "плацдарм" для вхождения в новую отрасль;
· союзы открывают доступ к новым технологиям, опыту и компетенции, приобретение которых силами одной компании заняло бы слишком много времени;
· сотрудничество открывает много новых возможностей за счет объединения ресурсов и возможностей компаний-участников и др.[22,c.189]
Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнерство имеет только выгоды. Здесь также имеются и слабые стороны. Следует отметить, что эффективная кооперация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и иногда противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры.
К тому же, прочные связи с одним из партнеров могут заставить фирму отдалиться или ограничить связи с другим во избежание конфликтов интере сов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиден циальной информации. Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, затягиваться и за вершаться слишком большим количеством компромиссов.
Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.
Более половины таких союзов просто «рассыпаются», не реализовав намеченных целей и не преодолев возникающих на пути их развития трудностей, которые представлены вышеперечисленными факторами, сложностью определения четких целей объединения, трудностями в управлении и координации интересов участвующих сторон, возможностями нанесения серьезного ущерба имиджу альянса из-за ошибок или неудач одного из участников, опасностями утечки информации через сотрудников фирмы-партнера, возможностью невыполнения партнером своих обязательств и трудностью осуществления контроля за работой альянса, за его эффективностью, а также проблемами выбора критериев оценки эффективности работы альянса и подведения результатов его финансовой деятельности.
Стратегические альянсы - это соглашения, основанные на доверии и сотрудничестве согласно поставленным целям, участники которых дополняют в бизнес-возможностях друг друга. В то же время это прагматические союзы, каждая из сторон в которых стремится преследовать, прежде всего, свои выгоды и преимущества для одержания победы в конкурентной борьбе за счет успешной расстановки сил и защиты или расширения рыночной территории.
Стратегические альянсы в международном бизнесе усиливают и облекают в гибкую форму процессы концентрации и централизации капитала, еще более усиливают мощь крупнейших компаний за счет согласования и объединения их усилий по приращиванию мировых рынков и устранению более мелких и слабых конкурентов. Таким образом, можно рассматривать альянсы как в определенной степени нарушение антимонопольного законодательства отдельных стран, поскольку крупнейшие компании за счет объединения усилий в рыночной сфере получают монопольные преимущества на национальных и международных рынках. В связи с этим раздаются голоса критики со стороны руководителей отдельных компаний и обществ в защиту потребителей, поскольку монопольные позиции таких альянсов позволяют диктовать цены и сводят на нет усилия других конкурентов.