Понятие, значение и цели создания стратегических альянсов
. Взаимная специализация. Взаимная специализация, прежде всего, является синергетическим созданием стоимости путем объединения отдельных ресурсов, навыков и знаний. Для обеспечения успешной деятельности альянса партнеры вносят уникальные ресурсы - навыки, торговые марки, связи и материальные активы. Причем, сам альянс создает новое совокупное качество - стоимость, то есть указанные ресурсы партнеров по альянсу становятся значительно более ценными вместе, чем по отдельности.
Взаимная специализация оказывается наиболее важной (и в этом, может быть, главный смысл альянса), когда каждая входящая в такой альянс компания сфокусирована на узком спектре ключевых специализированных навыков и операций, но общим результатом становится создание сложной системы, а не просто отдельного продукта.
. Интернализация, или обучение и усвоение. Данные альянсы, прежде всего, являются средством обучения новым профессиональным навыкам и/или способом их освоения. Это особенно касается тех навыков, которые иногда трудно точно определить словами, то есть глубинных по своей сути. Такие навыки, или ключевые бизнес-компетенции, как правило, в компаниях-лидерах вырабатываются в результате долгой и интенсивной коллективной деятельности. Доступ к ним извне затруднен, и их практически невозможно освоить другими способами. Ключевые бизнес-компетенции не продаются на рынке; возможность обучиться этому у партнеров, а затем применять за границами альянса, - вот, что является наиболее ценным. [18, c.23]
Способность создавать стоимость является условием необходимым, но не достаточным для вхождения в стратегический альянс. Реальная стратегическая совместимость интересов партнеров - это второе, причем часто более важное и жесткое условие. Изначально провести правильную оценку стратегической совместимости - довольно сложно, так как партнеры далеко не всегда до конца понимают стратегические интересы друг друга. Серьезные различия партнеров в корпоративной культуре существенно осложняют правильное восприятие стратегических намерений и зачастую маскируют реальные расхождения. При этом взгляды партнеров на выгодность сотрудничества могут в принципе совпадать, но расходиться, например, в конкретных способах достижения цели: один видит это как равноправный сбалансированный альянс, а другой - как поэтапное поглощение.
Стратегические альянсы следует отличать от просто совместных предприятий.
Можно выделить следующие отличия:
· Традиционные совместные предприятия объединяли ресурсы и разделяли риски, то есть было ясно, что каждый партнер вносит и что получает. Альянсы, наоборот, сталкиваются со значительно большей неопределенностью как по части ресурсов, которые они объединяют, так и по части внешнего окружения.
· Современные альянсы все больше включают в себя нескольких партнеров, в то время как совместные предприятия обычно состояли только из двух. Это делается, несмотря на то, что с увеличением количества партнеров возрастает риск расхождений и образования более мелких групп внутри самого альянса.
· Альянсы редко создаются для совместного производства простых продуктов. Как правило, они продвигают именно передовые технологии и объединяют новые и быстроразвивающиеся ключевые бизнес-компетенции. То есть их создают, главным образом, для разработки весьма сложных систем и/или нахождения совсем непростых решений, которые требуют ресурсов и усилий многих сильных партнеров.