Понятие, значение и цели создания стратегических альянсов
В последние десятилетия ХХ века стратегические альянсы как особая форма взаимодействия юридически самостоятельных компаний получили широкое распространение в различных отраслях бизнеса.
Под стратегическим альянсом понимается соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности между двумя или несколькими компаниями, которые идут дальше, чем проведение обычных торговых операций, но не доводят дело до слияний и/или поглощений. В основном целью такого соглашения является совместное завоевание новых рынков сбыта и продвижение продукции и услуг, при этом одна компания может одновременно иметь различные альянсы с несколькими десятками компаний.
Появление и развитие стратегических альянсов как особого вида кооперации независимых компаний было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, рынок, который стал более динамичным и менее предсказуемым, потребовал создания гибких организационно-правовых конструкций, быстро и адекватно реагирующих на внешние изменения. Во-вторых, в 80-е годы ведущие компании активно занимались реинжинирингом и рефокусированием, добиваясь эффективности благодаря использованию своих ключевых компетенций. Это создало хорошие предпосылки для объединения дополняющих друг друга ключевых компетенций различных компаний в целях достижения еще большей эффективности в соответствующих альянсах. В-третьих, даже крупные корпорации стали весьма остро ощущать недостаточность собственных ресурсов для осуществления своих стратегий глобализации.
Первоначально альянсы преследовали цели исключить дублирование функций, снизить операционные издержки и ограничивали сферу своей деятельности на отдельном товарном рынке. В настоящее время их цели усложнились, масштабность расширилась и распространяется уже на неограниченные глобальные рынки.
Стратегические альянсы представляют собой более гибкую, чем слияния и поглощения форму. Для него меньшую роль играют сроки завершения интеграционных процессов, большую - воздействие вклада каждой из сторон в будущее развитие положения внутри альянса. Важнейшими факторами являются налаженные связи с партнерами, наличие оригинальных ноу-хау, разнообразие предлагаемого потребителям набора услуг и, в последнюю очередь, капитал компании. Альянсы в чем-то напоминают сделку, поскольку подавляющее их большинство на всем протяжении своего существования требуют от участников привлечения новых ресурсов. В этой связи важным для успешного функционирования альянса представляется обеспечение «финансовой защиты», а именно: постоянных и надежных источников финансовых ресурсов.
Каждый из кооперативных альянсов, как и любая из участвующих в них компаний, имеет перед собой определенные цели, которые в главной своей сути совпадают. При этом, чем более четко сформулирована цель альянса, тем более успешным будет его деятельность.
Альянсы имеют три различные генеральные цели и, соответственно, три разных алгоритма создания стоимости:
. Коопцион. Коопцион превращает потенциальных конкурентов в союзников и обеспечивает более широкий спектр товаров и услуг для развития нового бизнеса, создавая при этом экономию для всех членов стратегического альянса. Коопцион является средством достижения так называемой критической массы стоимости, необходимой для эффективной конкуренции альянса при его выходе на глобальные рынки.