Назначение, задачи и функции бюджетирования. Основные виды бюджетов и их классификация
А.М.Карминский с соавторами определяют бюджетирование как "процесс составления бюджета в рамках формального процесса планирования" [38]. Здесь определение дается через основу системы бюджетирования, ее первичный этап - процесс формализованного планирования (особым образом организованного, подкрепленного определенными управленческими процедурами), в рамках которого осуществляется разработка бюджета. Необходимость организации текущего контроля исполнения бюджета, анализа причин отклонений и регулирования деятельности с целью достижения бюджетных показателей здесь не затрагивается.
В двух приведенных определениях сущность процесса бюджетирования как функции управления раскрывается с разных сторон. Говорится о том, где и как используется эта функция. Само содержание сущности данные формулировки не раскрывают.
Джай К. Шим полагает, что бюджетирование - процесс коллективный, который позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели [39]. Данная трактовка также не отражает в полном объеме сущность бюджетирования, хотя Шим правильно отметил, что в основе финансовой деятельности каждой организации должна быть заложена финансовая стратегия.
Среди встречающихся определений следующая формулировка понятия «бюджетирование» является, на наш взгляд, наиболее точной и полной, это связано с тем, что в ней указано его истинное назначение на предприятии: «бюджетирование - это процесс составления и принятия бюджетов, с одной стороны, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений» [40].
В.Н. Самочкин представляет бюджетирование как систему согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных [41].
Таким образом, опираясь на мнения ведущих экономистов, нами сформулировано понятие бюджетирования как системы планирования, контроля и анализа материальных, финансовых и иных ресурсов, потребляемых и создаваемых организацией в ходе хозяйственной деятельности.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа [12, с. 50]:
• планирования и принятия управленческих решений в компании;
• оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.
Прежде всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.
Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса).
Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль над финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше - денежное выражение [13, с. 150]. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.