Стратегия кооперации как средство повышения конкурентоспособности компании: ее сущность, цели, виды
Стратегия кооперации чаще всего реализуется небольшими фирмами, не претендующими на конкурентное преобладание на рынке, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнеров по конкурентному потенциалу, особенно тех, опыт и знания которых отсутствуют у фирмы-инициатора кооперационного проекта. Выгода от кооперации оказывается намного большей, чем одновременное противостояние всем конкурентам сразу, хотя кооперирование всегда оборачивается относительным ограничением самостоятельности.
Можно выделить два основных подхода к стратегии кооперации:
1)Формальный подход: компании могут заключать формальные договоры с партнерами. В этих договорах им следует четко указывать, как должна отслеживаться кооперативная стратегия и как будет контролироваться поведение партнера. Этот подход следует использовать, если компании заинтересованы в минимизации расходов союза и предупреждении авантюрных действий своего партнера.
2)Максимизация возможности: если союз концентрируется на максимизации возможностей создания стоимости и развитии бизнеса, ориентированного на возможности, компания и её партнер должны быть готовы оперативно использовать непредвиденные возможности, чтобы учиться друг у друга и исследовать дополнительные варианты сбыта. Для успеха в данном подходе необходимы основанные на доверии взаимоотношения партнеров и существование взаимодополняющих активов сторон. Это менее формальный подход: расходы на отслеживание сокращены, а возможности создания стоимости посредством кооперативного взаимодействия максимизированы, поскольку партнеры могут преследовать потенциальные создающие ренту возможности, которые недоступны партнерам, связанным более жесткими условиями договора.
Важно отметить тот факт, что объединившиеся под давлением серьезных затруднений в их деятельности компании при дальнейшем коренном улучшении своего положения, укреплении своего научно-производственного и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, могут расширить свое независимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшему партнеру. Договорная кооперация не фиксирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в ее рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определенном этапе и потому их объединяющий.
Разработка стратегии сотрудничества включает в себя следующие особенности:
· при внутреннем анализе нужно оценивать не только потенциал каждого партнера, но и синергию (силы и слабости сотрудничества);
· анализ рынка следует производить не для отдельной фирмы, а для партнерства как вполне самостоятельной, пусть только планируемой, структуры. При этом выводимая из SWOT-анализа стратегия будет стратегией не отдельных фирм, а создаваемого стратегического союза как целого. Из этой стратегии будет вытекать стратегия каждого партнера, которая должна практически поддерживать общую программу действий сотрудничества.
· график мероприятий по реализации разработанной стратегии должен быть под одновременным и равноправным контролем процессов сотрудничества со стороны заинтересованных сторон.[21,c.15]
Чтобы не стать жертвой дискриминирующих действий конкурентов, любой компании необходимо осуществлять стратегическое соперничество. Применяя стратегию кооперативной солидарности, конкурентные действия компаний направляются на стабилизацию своих собственных стратегических конкурентных позиций путем уменьшения степени риска. Совместное и солидарное стратегическое сотрудничество с другими фирмами происходит в форме вертикальной и горизонтальной кооперации, которые ориентируют фирму на снижение агрессивной активности и сохранение баланса конкурентных сил.
Горизонтальная кооперация представляет собой сотрудничество предприятий, находящихся на одной хозяйственной ступени, осуществляющих одноименную деятельность на одном и том же секторе или сегменте рынка. Например, могут сотрудничать несколько производителей, сбытовых предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли.
Выгода партнерства заключается в том, что компании, занятые в смежных сферах деятельности, могут обладать взаимодополняющими ресурсами, технологиями опытом, информацией, которые являются необходимыми для эффективного ведения бизнеса.