Стратегия кооперации как средство повышения конкурентоспособности компании: ее сущность, цели, виды
Конкуренция всегда считалась основным фактором движения любого бизнеса и в настоящее время составляет один из наиболее важных признаков рыночной экономики. Представление о конкуренции как об остром соперничестве, столкновении интересов и борьбе, в результате чего одни фирмы разоряются, а другие, напротив, достигают всеобщего признания и процветания, всегда присутствовало при изучении рыночного механизма, расценивалось как движущая сила развития общества.
Но в настоящее время сотрудничество и конкуренция перестают быть взаимоисключающими понятиями, сегодня успех в бизнесе чаще всего определяется партнерским взаимодействием и совместным использованием имеющихся у компаний конкурентных преимуществ.
Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли в настоящее время затрудняют самостоятельное вхождение на рынок новых конкурентов, и поэтому все чаще возникают различные формы объединения предприятий, позволяющие ее участникам более совершенно использовать имеющиеся ресурсы, разделять риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений, обновление внутриорганизационных процессов в соответствии с темпом технологических изменений и др. То есть организации используют стратегию кооперации как инструмент стратегической борьбы.
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - это сотрудничество двух или нескольких самостоятельных предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности. Оно должно создаваться с целью более эффективного решения производственных задач благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов.
Продуктивные сотрудничества являются основой успеха. Это то, что дает возможность многим компаниям реализовывать непрерывное совершенствование. Фирме необходимо концентрировать ресурсы на том, что делается ею наилучшим образом и что создает устойчивое конкурентное преимущество, а для других направлений необходимо использовать возможности партнеров. Работая совместно с другими, они смогут направить свои ресурсы и способности на осуществление проектов, наиболее для них важных.
Ключевыми характеристиками такого сотрудничества (партнерства) являются:
· добровольная основа;
· взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов;
· синергия - эффект совме стных действий выше простой суммы индивидуальных усилий;
· явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников;
· совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости;
· разделение компетенций и ресурсов (сотрудничество - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги).
Выбор кооперативной стратегии обуславливается относительной слабостью конкурентного потенциала компании, зависимостью ее деятельности от возможностей внешнего окружения; компания, с одной стороны, оказывается слишком слабой для достижения стратегической независимости от окружения, а с другой стороны, достаточно сильной, чтобы пойти на кооперацию с другой компанией, которая может оказаться очень выгодным партнером в борьбе за конкурентное преимущество.
Стратегия кооперации сформировалась неслучайно. Исторически, в период свободной конкуренции всякая фирма стремилась монополизировать рынок. Конкуренты соперничали за достижение монопольного положения, но монополизация рынка каждым конкурентом оказывалась невозможной. Крупные компании, доминирующие на одних локальных рынках, вели себя скромно на других локальных рынках. В частности, предприятия, работающие на экспорт, искали возможности кооперации с предприятиями в менее развитых странах, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию. Тем самым, кооперативная солидарность была им необходима для получения доступа на новые рынки. [4,c. 84]
Компании используют кооперативную солидарность в целях экономии на масштабах производства и сбыта товаров, получения доступа на другие рынки, совместного использования опыта и знаний в профессиональной деятельности. Солидарные конкуренты могут многому научиться друг у друга, осуществляя совместные исследования, обмениваясь ноу-хау, а также изучая особенности профессиональной деятельности. Они договариваются о совместных закупках с целью снижения своих издержек. При этом конкуренция фирм не исчезает, а переходит на более высокий интеллектуальный уровень борьбы брендов. И тогда, казалось бы, абсурдное сотрудничество по объединению рынков конкурентов перестает быть загадкой: логистика для объединенного рынка соперников становится более эффективной, а управление такой логистикой требует, несомненно, партнерских отношений. В результате более полного удовлетворения клиентов каждая из сторон не теряет, а увеличивает свой рынок.