Финансовый метод управления
Имеется еще ряд факторов, существенно усложняющих ситуацию. Речь идет об изменении размеров и структуры цен в период с 1992 г. И если изменение размеров или величины цен вследствие инфляции или других факторов еще как-то можно учесть с помощью обычных линейных коэффициентов, то реструктуризация цен при переходе от плановой экономики к рыночной зависит от достаточно большого числа факторов и существенно затрудняет проведение сравнительного анализа.
В настоящее время стоимость коммунальных услуг резко возросла как в абсолютных, так и в относительных ценах, и реальная доля этих услуг в бюджете вуза никак не может составлять 10—12%. Не случайно, кстати, что практически все высшие учебные заведения, несмотря на достаточно внушительные в отдельных случаях внебюджетные доходы, имеют существенную задолженность перед местным бюджетом в оплате коммунальных услуг. С другой стороны, относительные цены на компьютерную и другую оргтехнику явно стремятся вниз.
Таким образом, ситуация достаточно сложная, но тем не менее имеется определенная зависимость между расходами внебюджетных средств на «коммуналку», оборудование, капитальный ремонт и прочее в настоящее время и соответствующими статьями расходов десять лет назад. Нельзя не согласиться с тем, что и десять лет назад государственное финансирование высших учебных заведений было явно недостаточным. Не хватает финансовых ресурсов и сегодня. Однако если в 1994 г. объем внебюджетных средств позволял ТГПУ им. Л.Н. Толстого только «сводить концы с концами», то с 1996 г. университет в определенной степени смог позволить себе проводить модернизацию и замену учебного оборудования, мебели, ремонт учебных помещений, объектов социальной инфраструктуры, инженерных коммуникаций.
Предварительные расчеты показывают, что дальнейшее увеличение внебюджетных средств в 1,5-2 раза позволило бы университету динамично развиваться и при существующем федеральном финансировании. С другой стороны, если Правительство РФ финансировало хотя бы от 50 до 80% коммунальных платежей, то уже при существующем уровне внебюджетных поступлений полный бюджет университета был бы достаточно устойчивым. Возможное увеличение объема внебюджетных поступлений определяется не только механическим приростом объемов оказываемых дополнительных платных услуг, но и сложным балансом между спросом и предложением на региональном рынке образовательных услуг, включая конкуренцию высших учебных заведений и процесс ценообразования на эти услуги.
В заключение следует сделать вывод; в условиях рыночной экономики высшие учебные заведения имеют реальные возможности зарабатывать дополнительные внебюджетные средства и тем самым нормально выполнять возложенные на них функции. Деятельность Центра образовательных услуг при ТГПУ им. Л.Н. Толстого достаточно наглядно это подтверждает. Для организации подобных «источников» внебюджетного финансирования необходимыми условиями являются восприимчивость профессорско-преподавательского коллектива к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям, продуманная организационно-финансовая и кадровая политика и, конечно, выбор ректоратом и советом университета оптимальной стратегии развития, опирающейся на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и возможностей вуза.
Следовательно, в условиях современной экономики метод финансового управления приобретает особую значимость, поскольку с его помощью организация осуществляет процессы управления не только во внутренней среде организации, но и во внешней.