Оперативное управление и планирование выпуска продукции
Оперативное управление производством является важной составной частью руководства деятельностью организации. Системы оперативного управления производством, качеством, материально-техническими запасами и техническим обслуживанием построены на одних и тех же основных принципах, обеспечивающих экономически эффективную реализацию целей организации.
Любая система оперативного управления предприятием включает следующие основные элементы.
Управляемый процесс или параметр, которые определить следует самым тщательным образом.
Обратная связь - необходимо разработать метод для измерения действительной производительности процесса.
Сравнение значения действительной производительности процесса с расчетной нормой или расчетной производительностью процесса.
Корректировка, для осуществления которой необходима структура, предпринимающая корректирующие действия при появлении сигнала об отклонении хода производства за допустимые пределы.
Планирующая система с участием человека, которая определяет расчетную норму производительности или эффективности процесса.
Совокупный спрос — это суммарный объем спроса на все товары и услуги, производимые операционной системой, за тот или иной месяц, год; Для большинства операционных систем показатель совокупного спроса зависит от времени года. Так, например, совокупный спрос на услуги бухгалтерской фирмы будет наивысшим в период представления финансовых отчетов в налоговые органы.
Планирование выпуска продукции предусматривает принятие решения о том, как эксплуатировать операционную систему с учетом изменений совокупного спроса. План выпуска продукции обычно разрабатывается на конкретные периоды, например месяцы, в течение всего планового периода продолжительностью не менее года.
Для каждого периода, охватываемого планом, необходимо определить две переменные: 1) объем производства в данный период; 2) количество ресурсов, используемых в данный период.
План выпуска продукции может повлиять на величину целого ряда издержек, в том числе: 1) издержки хранения готовой продукции; 2) издержки ведения портфеля отложенных заказов; 3) издержки, связанные с внеурочной работой или простоем работников; 4) издержки, связанные с передачей части работ субподрядчикам; 5) издержки, связанные с наймом и увольнением работников.
Цель планирования производства заключается в обеспечении удовлетворения совокупного спроса на продукцию при минимизации общей суммы издержек.
Основные стратегии. Стратегия постоянного объема производства предусматривает постоянство объема выпуска продукции независимо от колебаний спроса. Поскольку объем производства остается постоянным, нет необходимости изменять численность нанятых рабочих. Разницу между объемом совокупного спроса и объемом выпуска компенсируют путем увеличения или уменьшения запаса произведенной продукции или портфеля отложенного спроса клиентов. Такой принцип часто используют в капиталоемких производствах с относительно низкими удельными затратами на хранение готовой продукции или создание портфеля отложенных заказов. В качестве примера можно привести производство стандартизованного товара, такого, как патроны к автоматическому оружию, которые легко хранить, и женскую парикмахерскую, в которой легко создать путем предварительной записи портфель отложенных заказов.