Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
Услуга — любое действие, которое одна сторона предлагает другой на взаимовыгодных условиях. В современном постиндустриальном обществе услуги играют ведущую роль. В сфере услуг занято 50-80% работающих.
Услуги имеют четыре основных качества, которые отличают их от товаров: 1) неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки, например, нельзя увидеть, услышать, потрогать изменение состояния своего здоровья до начала лечения; 2) несохраняемость означает, что их нельзя хранить с целью последующей реализации, и если работа не выполнена, то время потеряно; 3) многие виды услуг неотделимы от источника, например, если хотите лечиться, то нужно общаться с врачом; 4) непостоянство качества обусловлено тем, что многие виды услуг пока не автоматизированы.
Кроме того, услуги могут классифицироваться по степени контакта с потребителями. Например, автомобили вовсе не обязательно ремонтировать в присутствии владельца или водителя.
Технологии услуг по организации и степени механизации и автоматизации подразделяют на: 1) твердые, при которых люди полностью заменены автоматами; 2) мягкие, при которых индивидуальные услуги оказываются заранее запланированными комплексами, какими, например, являются туры туристических агентств; 3) гибридные, которые сочетают твердые и мягкие технологии.
Особенности проектирования услуг определяются их свойствами. Полезным может быть учет следующих факторов: 1) размещение предприятия должно определяться месторасположением потребителей; 2) потребности и желания потребителей имеют приоритет перед экономичностью; 3) календарное планирование работ зависит от потребителей; 4) измерение качества может оказаться проблемой; 5) работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями; 6) производственные мощности рассчитываются по максимальному, а не по среднему уровню спроса; 7) создание запасов невозможно; 8) эффективность работы трудно измерима, поскольку низкая производительность может обусловливаться низким спросом; 9) крупные предприятия в сфере услуг не типичны; 10) маркетинг и производство теснейшим образом взаимосвязаны.
Совершенствование операций в сфере услуг осуществляется в основном по двум направлениям: за счет усиления участия потребителя в производстве услуг и самообслуживания; за счет механизации и автоматизации.