Системный подход к управлению операциями
Система с непрерывным процессом производит значительные объемы однородного выхода, Ресурсы, поступающие на вход системы, непрерывным потоком проходят через нее, превращаясь в продукт на ее выходе. Примерами могут служить нефтепереработка, радиосвязь.
Взаимосвязь с другими функциями организации. Между операционной функцией и другими функциями организации существуют сложные отношения. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление этими отношениями, прежде всего обращая внимание на следующие функции.
Инженерная функция обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Ей нужна от производства информация по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о возможностях усовершенствования системы.
Маркетинг должен обеспечить прогноз спроса и реальные заказы клиентов на выходы операционной системы. Эта функция информирует производство о претензиях потребителей по качеству или срокам поставки продукции. От производства маркетинг должен получать информацию о сроках производства и запасах продукции.
Финансовая функция состоит в обеспечении капиталом расширения мощностей и текущей деятельности. Она должна получать от операционных подразделений информацию о планах производства и развития, о потребностях в оплате труда, счетов доставщиков, данные для выставления счетов потребителям, для учета материальных запасов и финансовой отчетности.
Функция трудовых ресурсов несет ответственность за вербовку, отбор и.обучение кадров для операционной системы. Операционные подразделения должны заблаговременно информировать кадровую службу о потребном количестве и квалификации рабочей силы.
Совместное пользование ресурсами, взаимосвязь задач, различия целей и восприятия ценностей, несовместимость характеров, плохая коммуникабельность могут быть причиной конфликта между производственной и другими функциями организации. Управляющий операционной системы должен суметь урегулировать конфликты.
Стратегия операций состоит в предоставлении продуктов или услуг для удовлетворения основных потребностей клиентов организации. В этой области главные стратегические решения — как, когда и где производить товары или предоставлять услуги, причем операционный процесс следует выбирать только после тщательного определения потребностей и самого продукта, который должен соответствовать возможностям организации.
Конкурентоспособность заключается в том, что организация делает что-то лучше, чем ее конкуренты, это позволяет ей привлекать и сохранять потребителей. Посредством операций можно, обеспечить конкурентоспособность различными способами, главные из них: уникальность по качеству или по низкому уровню издержек и, соответственно, цен.
В числе способов достижения конкурентоспособности наиболее часто указывают следующие:
1) лидерство по главным эксплуатационным характеристикам продукции;
2) надежность изделий;
3) прочность изделий;
4) скорость доставки;
5) гарантированное время доставки;
6) «индивидуализация» изделий по требованиям заказчиков;
7) внедрение новой продукции на рынок;
8) гибкое регулирование объемов производства.
В управлении операциями принимаются следующие стратегические решения:
выбор процесса производства или обслуживания — степени специализации, автоматизации;
определение мощностей — размера предприятия;
решение о степени вертикальной интеграции — надо решить производить или покупать комплектующие детали;
решение по организации рабочей силы в части специализации труда;
выбор технологии, степени новизны и принадлежности;
решение о том, создавать ли товарные запасы или работать по заказам;
решение о размещении вблизи рынков или источников сырья.
Стратегические решения требуют капиталовложений в конкретные виды ресурсов и наиболее ответственны.