Типы задач принятия решений
По степени информированности лица, принимающего решение, задачи принятия решений можно разделить на два класса: задачи целостного и критериально-экспертного выбора [2].
В задачах целостного выбора предполагается, что лицо, принимающее решение, имеет богатый профессиональный опыт и настолько хорошо знакомо с возникающими проблемами, что само может выступать в роли эксперта. В этих случаях лицо, принимающее решение, мгновенно формирует целостный образ ситуации и способно быстро оценивать полезность альтернатив, не прибегая к их детальному анализу. Например, опытному руководителю бывает сразу ясно, какие товары будут пользоваться спросом, какая реклама будет наиболее эффективной, кому следует поручить выполнение того или иного задания и т.п. В отличие от подобных ситуаций в задачах критериально-экспертного выбора лицо, принимающее решение, не может охватить проблему «одним взглядом», т.е. не имеет целостного представления об альтернативах до начала решения задачи. В этих случаях для того, чтобы принять решение, лицо, принимающее решение, собирает недостающую информацию, определяет состав показателей и критериев эффективности, прогнозирует возможные последствия альтернатив и сравнивает их, исходя из своих предпочтений. В процессе анализа проблемы лицо, принимающее решение, может прибегать к помощи экспертов и аналитиков.
Следующая важная характеристика – новизна решаемой задачи. По этому признаку различают новые (уникальные) и повторяющиеся задачи принятия решений.
Задача рассматривается как новая, если она сама по себе или обстановка, в которой осуществляется выбор, встречается для лица, принимающего решение, впервые. В новых задачах лицо, принимающее решение, уясняет свои предпочтения и формирует решающее правило непосредственно в процессе принятия решения. Иначе говоря, к новым задачам можно отнести все задачи, для решения которых стандартные правила или процедуры еще не разработаны. Поэтому, как только подобная задача возникает, она требует для себя «индивидуального подхода» на основе анализа конкретной ситуации и разработки оригинальной методики решения.
В повторяющихся задачах лицо, принимающее решение, обучается на собственном опыте и применяет типовые правила или процедуры принятия решений, так как имеет возможность неоднократно наблюдать их результаты. По мере накопления опыта лицо, принимающее решение, приобретает новые знания, усовершенствует логические суждения, «оттачивает» интуицию и принимает более качественные решения. В повторяющихся задачах возрастает роль «запрограммированных» решений, которые избавляют лицо, принимающее решение, от необходимости каждый раз выполнять анализ проблемы и придумывать способы ее решения.
Задачи принятия решений существенно различаются в зависимости от требований, которые предъявляются к виду окончательного решения. По этому признаку можно выделить три основных класса задач – классификации альтернатив, ранжирования альтернатив и выбора наилучшей альтернативы [3].
В задачах классификации альтернатив в результате решения все альтернативы разделяются на некоторые группы (классы), которые упорядочиваются лицом, принимающим решение, по их предпочтительности, но в пределах каждой группы альтернативы считаются равноценными. Разделение каких-либо объектов на группы часто встречается на практике, особенно в тех случаях, когда этих объектов достаточно много. Как правило, нет смысла и практически сложно упорядочить все объекты, если их число достигает нескольких десятков или сотен. В таких случаях разбиение на группы служит вполне удовлетворительным решением задачи или рассматривается как предварительный шаг для более глубокого анализа. Например, товары можно группировать по их качеству, рынки сбыта – по уровню спроса, виды деятельности – по их прибыльности или престижности, предприятия и фирмы – по их репутации или надежности.