Типология управленческих решений
Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием типов. Говорят, что решение принадлежит к определенному типу, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, которые применяются для построения типологии решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и степень достижение цели управленческого решения. Основные типы решений по указанным признакам и их краткая характеристика приведены в табл. 1.
Таблица 1
Тип решения |
Краткая характеристика |
Запрограммированные решения |
Принимаются с помощью стандартных процедур и правил |
Незапрограммированные решения |
Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений |
Интуитивные решения |
Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные |
Логические решения |
Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений |
Рациональные решения |
Принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий |
Допустимые решения |
Удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике |
Недопустимые решения |
Нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям |
Неразумные решения |
Решения, не приводящие к достижению цели управления |
Удовлетвори тельные решения |
Решения, приводящие к достижению цели управления |
Оптимальные решения |
Решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией |
В зависимости от наличия или отсутствия стандартных методик разработки и принятия управленческих решений выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. Запрограммированные решения принимаются в результате определенной последовательности шагов по стандартным методикам или правилам, которые разрабатываются заранее и применяются в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях. Другими словами, решения «программируются» под типовые ситуации, которые могут возникнуть в деятельности организации. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях снижает вероятность появления ошибок и повышает оперативность выработки решений, поскольку исключается необходимость разработки новых методик всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому запрограммированные решения считаются наи6олее разработанными.
Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.