Организация и методы исследования
После изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров – мы провели эмпирическое изучение по выявлению особенностей профессиональной мотивации.
Основной задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов Белгородского Государственного Университета факультета управления и предпринимательства. В исследовании принимали участие студенты группы 110601 (3 курс) и 110806 (1 курс).
Возрастной состав испытуемых от 17 до 23 лет. Общее количество составило 35 человека, из них 6 парней, 29 девушек.
Исследование проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением тестов был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.
В данном исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности.
Этот опросник был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.
Данная методика состоит из ряда утверждений, каждое их которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов, розданные испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.
Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1) мотивы собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач, соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его результатами.
2) мотивы социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов, осознанность общественного значения избранной профессии.
3) мотивы самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.
4) мотивы профессионального мастерства (МПМ). формируют у студентов применить знания для повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.
Исследования по выявлению ведущих мотивов профессиональной деятельности можно проводить и с одним испытуемым и с группой.
Результат, который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности.