Правовые аспекты управления сельским населенным пунктом и мелкотоварным аграрным производством
В соответствии со ст. 130, 131 Конституции РФ местное самоуправление может осуществляться в различных формах, но муниципальное образование должно обладать такими признаками как муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления. Ст.132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Наиболее важными для становления и развития местного самоуправления в РФ является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Он определяет:
общие принципы организации местного самоуправления в РФ;
правовые основы местного самоуправления;
организационно-правовые формы его осуществления;
его финансово-экономические основы;
основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Для развития отдельных положений этого Закона был принят пакет законов. Содержание пакета отражено в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 1996 г. "О некоторых мерах по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ":
. О государственных минимальных социальных стандартах".
. "О государственных и муниципальных землях".
. О муниципальных землях в РФ".
. "Об особенностях организации местного самоуправления в приграничных территориях".
. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О закрытых административно-территориальных образованиях".
. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О милиции".
. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О пожарной безопасности".
Основополагающими областными законами являются Закон Читинской области от 23 ноября 1995 г. "Об организации местного самоуправления в Читинской области", Закон Читинской области "О первичном образовании муниципальных образования в Читинской области и организации в них местного самоуправления", Закон Читинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Читинской области" (Приложение А ).
Конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления населения определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования. [4] Устав - основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Он является своеобразной малой конституцией на его территории. Конституирующее значение Устава МО для местного самоуправления вытекает из статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Как и Конституция, Устав МО обладает рядом особенностей:
. Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав МО. В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Устав МО может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
. Учредительный характер. Как акт учредительного характера, Устав МО придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.
. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, которые мыслимы на местном уровне.
. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно.
. Устав МО характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений.
. Важнейшей особенностью Устава является его самодостаточность. Это означает, что по возможности он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления.
. Кроме того, Устав МО должен быть достаточно стабильным, т.е. не меняться в течение сравнительно долгого времени.
. Наличие в Уставе механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм Федерального законодательства и законов субъектов Федерации. Еще в Уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия.