Руководство и лидерство. Соотношение. Сходство и различия. Влияние на поведение сотрудников
В организации субъект власти —
руководитель, отдающий распоряжения и имеющий на это соответствующие права и средства. Объект власти —
сотрудник, подчиняющийся и выполняющий распоряжения руководителя.
Готовность к подчинению зависит от: 1) характера предъявляемых требований руководителя; 2) ситуации и средств воздействия руководителя как субъекта власти; 3) восприятия руководителя подчиненными; 4) наличия или отсутствия авторитета руководителя; 5) собственных психологических качеств сотрудника, склонность к подчинению.
Ресурсы власти — это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на подчиненного.
Ресурсы применяются для поощрения, наказания, убеждения. Согласно теории «социального обмена», в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев (т. е. попадают в
зависимость и подчиняются владельцам дефицитных ресурсов). Ресурсы власти можно разделить на:
1) экономические (материальные ресурсы: зарплата, премия, социальные блага, деньги);
2) социальные (возможность повышения или понижения социального статуса, должности, престижа: грамоты, звания, повышение должности);
3) информационные (предоставить или лишить необходимой информации для решения производственных задач; убеждение сотрудников на основе информации и
знаний руководителя);
4) принудительные (меры административного наказания, силовые: физические угрозы, побои, лишение свободы, сексуальные домогательства), которые в современном производстве недопустимы;
5) нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения подчиненных: убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение требований и
действий руководителя).
Власть может принимать различные формы. Американские ученые, в частности, Фред Рейвен, выделяют:
1) власть, основанную на принуждении;
2) власть, основанную на вознаграждении;
3) экспертную власть (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие);
4) эталонную власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);
5) законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).
Наиболее эффективный вариант, если у руководителя имеются все эти виды власти.
Власть руководителя прямо связана с его авторитетом — высокоценными качествами, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их поведение (они подчиняются без угрозы наказания и без убеждения).
Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя:
1) формальный авторитет; он обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65 % влияния руководителя на своих подчиненных, 100 %-ю отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из
2) морального и
3) функционального авторитета.
Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1) компетентностью руководителя;
2) его деловыми качествами;
3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива. Личный (персональный) авторитет руководителя формируется на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями: порядочность, ум, коммуникабельность, забота о людях, обширные познания, скромность образа жизни и т. п.