Управленческие воздействия на поведение людей с помощью авторитета и права руководителем
управление поведение авторитет руководитель
В любом коллективе, в любой организации есть авторитетные люди, необязательно облеченные административной властью. Однако в практике управления особое место отводится авторитету руководителя. И по праву. Лишь человек, пользующийся общепризнанным уважением, доверием среди подчиненных, может эффективно воздействовать на коллектив, правильно организовывать его производственную и другую деятельность.Авторитет – это влияние, которым пользуется руководитель в разных сферах жизнедеятельности, основанное на его статусе в группе и признании его опыта, знаний, нравственных качеств, являющихся референтными для окружающих.
Особенности авторитета:
- авторитет, в отличие от власти, это влияние, исключающее принуждение;
- авторитетом может пользоваться и человек не наделенный «властными» полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для членов группы;
- авторитет невозможно получить с должностью, его необходимо завоевать;
- авторитет – величина переменная, зарабатывается годами, но можно потерять в одночасье, переступив дозволенные границы поведения;
- сохранение авторитета требует от руководителя постоянного самоконтроля;
- основу авторитета составляют: доверие, уважение, одобрение подчиненными качеств личности и действий руководителя;
- авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность;
- авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя.
Авторитет позволяет руководителю легко упорядочивать и интегрировать действия различных категорий подчиненных в процессе управления; отдавать распоряжения и указания, которые воспринимаются подчиненными без внутреннего сопротивления и властного дополнительного давления; эффективно влиять (за счет механизмов убеждения, внушения, подражания) на сознание подчиненных и социально-психологические процессы в группе.
Практическая часть
Проведите параллель или найдите различия базовых категорий, характеризующих управление персоналом:
- «руководство персоналом»;
- «работа с персоналом»;
- «управление персоналом»;
- «менеджмент персонала»;
- «руководитель»;
- «администратор»;
- «менеджер»;
Решение:
1. Дадим определения указанных в условии задачи терминов:
Руководство персоналом – влияние, оказываемое конкретным руководителем на отдельных работников и их группу, побуждающее работников выполнять полученные задания и работать для достижения поставленных целей.
Работа с персоналом – система мер по мониторингу, оценке и совершенствованию различных качеств персонала, психологического климата в коллективе и т.п. путем материального и нематериального стимулирования, подбора и расстановки кадров и т.п.
Управление персоналом – сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.
Управление персоналом заключатся:
- в формировании системы управления персоналом;
- в планировании кадровой работы;
- в проведении маркетинга персонала;
- в определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Менеджмент персонала – управление персоналом такого предприятия, которое действует в хозяйственной сфере.