Методы стратегического анализа
Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.
Составление профиля среды.
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (табл.1.2.4) выписываются отдельные факторы среды.
Табл. 1.2.4. Профиль среды
Факторы среды |
Важность для отрасли, А |
Влияние на организацию, В |
Направленность Влияния С |
Степень важности, D=A*B*C |
1. | ||||
2. |
Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
- важности для отрасли по шкале: 3- большая, 2- умеренная, 1- слабая;
- влияния на организацию по шкале: 3- сильное, 2- умеренное, 1- слабое, 0- отсутствие влияния;
- направленности влияния по шкале: +1- позитивная, -1- негативная.
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего.
Snw – анализ.
SNW- анализ- это усовершенствованный SWOT-анализ. Проанализируем его.
- Strentght (сильная сторона),
- Neutral (нейтральная сторона),
- Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT- анализа, SNW- анализ так же предлагает среднерыночное состояние (n). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что "зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S"
Для составления SNW- анализа также заполняется табличная форма, которой предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT- анализа. Ниже приведена примерная форма анализа в таблице 1.2.5.
Pest – анализ.
Часто для анализа макросреды используется методика STEP- анализа. Термин "STEP" означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.
Табл. 1.2.5. Матрица SNW- анализа
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
Стратегия организации | ||||
Бизнес стратегия | ||||
Оргструктура | ||||
Финансы | ||||
Продукт, как конкурентоспособность | ||||
Информационная технология | ||||
Инновации, как способ к реализации на рынке продуктов |