Public Relations
Public Relations - в переводе с Английского "Открытые связи".
Паблик рилейшнз – это деятельность фирмы по установлению связей с общественностью, с необходимой социальной средой с целью сформировать общественное мнение, направить мысли, чувства и поведение определенных групп людей на решение задач фирмы.
Частными целями (задачами) паблик рилейшнз являются:
– формирование имиджа фирмы;
– обеспечение связи фирмы со средствами массовой информации;
– работа с населением;
– работа с общественными организациями;
– работа с органам и власти;
– работа с партнерами и конкурентами;
– информирование общественности;
– зондирование общественного мнения;
– отслеживание (мониторинг) общественного мнения;
– представительская деятельность;
– профилактика конфликтов;
– формирование круга "друзей фирмы";
– преодоление кризиса фирмы;
– спонсорство.
Какое место паблик рилейшнз занимает в системе других элементов – составных частей бизнеса, в первую очередь в среде маркетинга и менеджмента, каковы их взаимные связи? Лучше всего это можно показать на предельно простой схеме (рис. 1).
Рис. 1. Место паблик рилейшнз в системе управления деятельностью предприятия
Схема показывает наличие глубокого взаимопроникновения и взаимосвязи между паблик рилейшнз, маркетингом и менеджментом и вместе с тем отсутствие иерархических отношений подчиненности между ними. Менеджмент ставит перед паблик рилейшнз общие и конкретные задачи, привязанные к определенным периодам деятельности фирмы, обеспечивает единство организации и управления.
Маркетинг придает паблик рилейшнз направленность на конечную цель деятельности фирмы – получение максимально возможной прибыли. Он берет на себя наиболее заземленную, рутинную часть этой работы. Паблик рилейшнз по отношению к маркетингу как бы играет роль разведки, своеобразного передового отряда, который призван готовить плацдарм, должен суметь закрепиться на нем, с тем чтобы потом успешно развернуть на нем маркетинговую деятельность.
При этом паблик рилейшнз приходится брать на себя часть функций из сопредельных с маркетингом областей. Однако как средства, так методы паблик рилейшнз существенно отличаются от соответствующих инструментов маркетинга.
Так, в отличие от маркетинговой рекламы мероприятия паблик рилейншнз
– проводятся без нормы, как правило, тихо и незаметно;
– рассчитываются не на непосредственный эффект, а на длительное воздействие;
– проводятся не "здесь и сейчас", а в течение значительного периода в различных местах;
– не привязываются, за редким исключением, к определенному товару и необходимости выведения его на рынок;
– они питаются из различных источников финансирования: реклама – по смете маркетинга товара, а паблик рилейшнз – из фонда развития фирмы;
– используют традицонные рекламные приемы лишь ограниченно;
– планируются, организуются и управляются руководством фирмы за пределами службы маркетинга.