Функция планирования
Планирование (стратегическое)
– это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всех управленческих функций. Другие функции: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов.
Наиболее существенным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требовании, быть конкретными и измеримыми.
Началом выполнения функции планирования является постановка целей. Она включает следующие этапы:
1. Выбор цели;
2. Определение исходных предпосылок для предстоящего принятия решений;
3. Поиск и определение альтернатив для принятия решений;
4. Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;
5. Исполнение плана.
При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения. В основе принятия таких решений лежит действие двух факторов:
а) Выбор наилучшей альтернативы;
б) Учет возможностей исполнителей принимаемого решения;
Этими факторами определяется качество решения. Эффективное решение может быть выражено условно формулой:
Эффективность решения =
Качество решения x
Принятие его исполнителями.
Планирование исключает выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватны поставленной цели.
При осуществлении функции планирования учитываются следующие требования:
1. Устранить отрицательный эффект неопределенности и измерения;
2. Сосредоточить внимание на основных задачах этого этапа;
3. Составить бюджеты;
4. Облегчить контрольную функцию управления.
При выполнении функции планирования реализуется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных.)
Остановимся на некоторых характерных признаках, проблемах, связанных с планированием.
Во-первых, планирование всегда опирается на данные прошлого и настоящего, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в будущем. Поэтому его надежность зависит от точности фактических показателей прошлого. Для этого служат разного рода отчеты (производственные, статистические.), при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерские отчеты.
Во-вторых, планирование следует начинать от так называемых «узких» мест, таких сфер, в которых возможность влияния на развитие дел более ограничена. Чаще всего это сфера финансов и сбыта.
В–третьих, из-за недостаточной опорной информации приходится вводить так называемые резервы («коэффициенты безопасности»), что может привести к неточности, частым корректировкам.
В-четвертых, качество планирования во все большей степени зависит от компетенции сотрудников, их глубоких знаний и интуиции. Планирование – это выражение воли руководителей, менеджеров.
В-пятых, системы планов снижают риски, но не являются гарантией достижения цели. Необходимо помнить, что строгое планирование душит новые идеи, так как не может дать вдохновения, подсказывающего следующий шаг.