Формулировка закона информированности-упорядоченности
«Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)».
Для успешной реализации закона руководители должны:
· формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемых характеристик информации;
· находить или создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации;
· повышать квалификацию своих сотрудников;
· внедрять передовые информационные технологии.
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.
Следовательно, любой организации существует информационная среда управления, которая включает:
· собственно информацию;
· средства технического обеспечения — компьютеры, телефоны, факсы;
· применяемую технологию;
· организацию документооборота;
· персонал, занятый управлением информационной средой.
Главным элементом информационной среды управления является информация, а основной целью — обеспечение работников организации необходимой информацией в нужное время. При этом необходимо отделить ценную информацию от пустой, чтобы проанализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильное решение.
Для того чтобы, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:
· по содержанию: экономическая, производственная, правовая и т.д.
· по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека, для нескольких людей и т.д.
· по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на бумажных носителях, на электронных носителях;
· по времени: оперативная, текущая.
Грамотное управление информационной средой включает управление слухами, иначе повышается риск появления дезинформации, угрожающей целостности организации как системы. Организация должна стремиться к воспитанию у работников лояльности, а также, по возможности, информировать работников об интересующих их вопросах в средствах внутреннего вещания, информационных бюллетенях и т.д. Можно последовать примеру японских компаний, в которых существует должность информатора по бытовым и общефирменным вопросам. Любой работник может получить у информатора ответы на интересующие вопросы, например, почему его коллега не вышел на работу, сколько детей в семье руководителя компании и т.п.
Выделяют следующие характеристики информации
: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость .[5, с191]
Объем информации
рассматривается с двух сторон: как объем символьной и воспринимаемой информации.
Объем символьной информации
— это количество букв, знаков или символов; он обычно выражается в символах или байтах.
Объем воспринимаемой информации
характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения. Он зависит от таких факторов как символьный объем, форма представления (текст, графика, формулы, звук), временной интервал на обработку и сложность информации, текущее состояние объекта управления (актуальность, изменение состояния объекта).
Объем воспринимаемой информации имеет три уровня:
· информационная избыточность — повышает качество решения, но увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации. Может применяться для принятия важных решений;