Менеджмент сегодня

Трудовые ресурсы торгового предприятия: понятие, классификация и показатели движения

Во всей совокупности ресурсов торговли особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще используют термины «персонал», «кадры», иногда «рабочая сила». Однако следует иметь в виду, что термин «рабочая сила» используется по крайней мере в трех смыслах:

1) это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек (или способность работника к труду);

2) часть трудоспособного населения, занятая или ищущая работу – синоним экономически активного населения (так, в частности, определяет это понятие Госкомстат РФ);

3) работники вообще или работники конкретного предприятия (так часто употребляется это понятие в обиходе).

В отечественной и зарубежной литературе последних лет достаточно популярны термины «персонал» и «кадры», хотя первый носит более ограниченный характер.

От трудовых ресурсов (кадров) предприятия торговли следует отличать понятие «кадровый персонал» – важнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой его максимальные возможности по достижению целей предприятия и выполнению поставленных перед ним зада.

В 1970-е годы в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала». Такое изменение связано с переосмыслением роли и места человека в деятельности предприятия в эпоху научно-технической революции (НТР) и отношением к нему не только как к

«одушевленному» фактору производства, но и как к личности с присущими ей интересами, мотивацией, психологией, ценностями, предприимчивостью и др.

Кадры (персонал) – это штатный (списочный) состав торгового предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, выполняющих управленческие, производственные, хозяйственные и другие функции [22].

К штатному составу относятся все постоянные работники и те из временных работников, которые наняты на срок от одного до пяти дней, если они выполняют работу, относящуюся к основной деятельности предприятия, и на срок свыше пяти дней, если они выполняют случайные работы.

Основными признаками персонала предприятия торговли являются:

1 наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). Работающие собственники и совладельцы организации (предприятия) включаются в состав персонала, если они кроме причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что участвуют своим личным трудом в деятельности предприятия;

2 обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых, определяет деятельность торгового работника на конкретной должности или рабочем месте;

3 целевая направленность деятельности персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации.

Персонал представляет собой главный ресурс каждого торгового предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность [16].

На рис. 1 представлен один из возможных вариантов классификации кадров торгового предприятия.

Рис. 1. Классификация персонала торгового предприятия [22]

Базовой является классификация по категориям работников. Эта классификация предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в торгово-технологическом процессе: 1) рабочих; 2) служащих

Более подробная классификация по категориям персонала представлена на рис.2.

Рабочие – это наиболее многочисленная группа, которая подразделяется на рабочих основных работ и вспомогательных работ.

Основные рабочие в торговле заняты продажей товаров (продавцы, кассиры, продавцы-консультанты и др.).

Рабочие вспомогательных работ помогают основным рабочим выполнять работу по основному виду деятельности предприятия торговли (фасовщики, грузчики, уборщики, водители транспорта, электрики и др.).

По функциональной характеристике всех работников можно разделить на три группы:

Рис. 2 Состав работников торгового предприятия по категориям персонала [22]

1 первая – это персонал управления и специалисты. Сюда относятся работники, выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д.;

2 вторая группа – торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети;

Перейти на страницу: 1 2 3 4