Менеджмент сегодня

Организационная культура

Процесс стратегического планирования предприятия состоит в определении целей и общих путей их достижения.Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы обеспечить предприятию достижение своих целей.Качество стратегического планирования определяет эффективность работы предприятия, однако эффект от большинства принятых стратегических решений в полной мере проявляется только через несколько лет. Поэтому особое значение приобретает построение достаточно адекватной модели функционирования предприятия для прогнозирования эффективности предполагаемых изменений.

На большинстве предприятий, переживающих кризис, данный процесс либо вообще не проводится, либо неадекватен реальной экономической ситуации. Ключевыми вопросами по анализу процесса стратегического планирования предприятия будут следующее:

§ каковы цели компании?

§ на каких рынках конкурирует предприятие?

§ каковы целевые группы потребителей?

§ каков подход к клиентам компании?

§ каков источник принятой стратегии?

§ знает ли персонал компании о принятой стратегии и понимает ли ее?

§ согласны ли ключевые менеджеры с этой стратегией?

§ как должна внедряться эта стратегия?

Цель состоит в том, чтобы понять стратегическую позицию компании и выявить потенциальные риски.Стратегический план должен соответствовать миссии компании, которая обычно определяет следующее:

§ назначение (для чего существует предприятие);

§ ценности (во что "верит" предприятие);

§ стратегию (конкурентное преимущество и основной вид деятельности предприятия);

§ стандарты и поведение (политика и стандарты поведения, которые подкрепляют систему ценностей).

Кроме этого, необходимо четко указать финансовые потребности предприятия. Все данные должны основываться на этих показателях (т.е. критериях рентабельности, динамики прибыли и отдачи на инвестиции).

Для того, чтобы быть прибыльным, предприятие должно иметь постоянное конкурентное преимущество, стратегию его получения и выбрать одно из двух стратегических преимуществ: либо более низкие, по сравнению с конкурентами, издержки, либо повышенную дифференциацию по товарным группам на основе уникальности их свойств. Предприятие либо концентрируется на конкретной нише рынка, либо работает на всем рынке сразу. Если выбор не делается, это означает, что компания "застряла посередине" без всякого конкурентного преимущества и с плохими результатами.

При оценке того, соответствует ли менеджмент предприятия стратегии, понадобится интегрировать результаты обзора рыночных сегментов в анализ текущего и будущего конкурентного положения компании.

Для того, чтобы получить реальное представление о ключевых производственных факторах, влияющих на работу предприятия, и потенциальных рисках, потребуется информация, отражающая:

§ технологические процессы и производственные мощности неэффективного производства;

§ структуру кредиторской задолженности;

§ проблемы с безопасностью труда;

§ имеющиеся ограничения по производственным мощностям;

§ не соответствующий нормам размер помещений, условия работы в них или их расположение;

§ проблемы с контролем качества;

§ проблемы с заказами клиентов;

§ проблемы с планированием или контролем производства;

§ систему расчета себестоимости продукции;

§ нерациональный состав поставщиков.

Следующий шаг анализа внутренней среды состоит в выявлении потребителей, продукции и услуг, которые:

§ убыточны или поглощают чрезмерный объем оборотного капитала;

§ отвлекают руководство или ресурсы для получения ограниченной прибыли;

§ не представляют стратегической ценности для будущего компании;

§ не дают возможности для увеличения сбыта или валовой маржи;

§ добавляют ненужные осложнения процессу технической и технологической поддержки.

Анализ системы коммерческой деятельности предприятия должен быть сосредоточен на проверке соответствия функций маркетинга и сбыта принятой стратегии, а также на возможностях повышения эффективности маркетинга и сокращения издержек. Цель анализа системы сбыта продукции состоит в том, чтобы проверить, соответствует ли она стратегии. Также должны быть выявлены области, где увеличение оборотного капитала может повысить денежные потоки, а также те, где увеличение отпускной цены или сокращение издержек может увеличить валовую маржу.

Трудовые ресурсы являются важнейшим фактором при оценке стратегии и перспектив предприятия. Успех процессов оздоровления в большой степени зависит от высшего руководства. Следует также выявить факторы, влияющие на рабочую силу или косвенно влияющие на работу предприятия. Цель анализа состоит в рассмотрении сильных и слабых сторон персонала (высокий уровень текучести кадров, недостаток квалификации у руководства, слишком низкая/высокая заработная плата, недостаток/избыток рабочей силы, плохие отношения с профсоюзами, возможная потеря ключевых работников). Основная информация, которую следует запросить, включает:

Перейти на страницу: 1 2 3 4