Идентификация рисков
│ ││ │ │ управления │ │ ││ │
││ │ │ компанией │ │ ││
│ ││ │ └─────────────┘ │ ││ │
││ │ │ ││
│ ││ └─────────────────────┘ ││ │
││ ││
│ │└─────────────────────────────────────┘│ │
│ │
│ └───────────┬───────────────┬───────────┘ │
│ │
└─ - - - - - - ┼ - - - - - - - ┼ - - - - - - ─┘
│ │
┌──────┴─────┐ ┌─────┴──────┐
│ Поставщики │ │Законодатели│
└────────────┘ └────────────┘
Рис. 2
Система управления может оказаться неспособной реализовывать стратегию по следующим причинам:
процесс ведения бизнеса (операционный риск);
ухудшение активов компании;
изменение конкурентной обстановки;
потеря репутации, утрата доверия.
Чтобы последовательно защищать компанию от риска срыва принятой стратегии управления, необходимо четко описать стратегию. Картографирование стратегии управления организацией впервые было предложено Р. Капланом и Д. Нортоном в их концепции сбалансированной системы показателей. Построение стратегических карт включает формулировку стратегии и систему способов ее выполнения.
Оценку комплекса стратегических рисков здесь следует вести по отношению к каждому элементу и показателю успешности, поочередно изучая конкретную формулировку стратегии как агрессивную, умеренную или неагрессивную. Анализировать стратегию нужно "от общего к частному": сначала она оценивается в целом по ее степени направленности на увеличение рыночной акционерной стоимости компании, затем проводится анализ стратегии увеличения доходов и производительности, а потом стратегии общения с клиентурой, накопления опыта, обучения и развития корпоративной культуры. Если риски хотя бы по одному элементу окажутся слишком высокими, то и вся стратегия может быть сомнительной. В этом случае принимается решение, что делать с рискованным элементом, и пересматриваются рисковые показатели всех элементов.
Для некоторых элементов управленческой стратегии разработаны методики обнаружения ранних симптомов проблем, например управление стратегическими обстоятельствами. По существу, это превентивный способ борьбы с риском отставания от технологического процесса.