Роль и значение мотивации персонала
Физиологические потребности, потребность в безопасности и уверенность в будущем, социальные нужды, потребность в уважении, потребность в самовыражении;
теория потребностей Д. Мак-Клелланда, в соответствии с которой у работника в процессе личностного развития преобладает одна из следующих разновидностей потребностей: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастии к конкретному делу.
теорию мотивации Герцберга. Согласно этой теории заинтересованность к труду определяется двумя факторами: численнический фактор, ( проводимая кадровая политика, роль руководства, условия работы, уровень заработной платы, степень контроля над рабочим процессом, взаимоотношения между сотрудниками организации) мотивационный фактор (карьерный рост, признание коллегами и руководством, уважение, выбор решений, возможность работать творчески).
Процессуальная теория мотивации, утверждающая, что мотивация рождается в процессе трудовой деятельности; для этого исследуются когнитивные предпосылки, затем реализующиеся в мотивации или действиях, существенной становится их взаимосвязь друг с другом. Работник уже по результатам труда может формировать свое дальнейшее поведение, уровень своих стремлений и вознаграждения за труд. К этой группе относятся:
теория ожидания Врумма, которая определяет необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем. Это позволяет работнику реально удовлетворить свою потребность.
модель Портера - Лоуера. Объединяя утверждения теории ожидания и теории справедливости, можно сделать вывод, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Следовательно, результативность должна постоянно повышаться;
теория справедливости. На основе ее утверждается, что работники самостоятельно оценивают вклад и отдачу в отношении самих себя и других, а ощущая несправедливость, стараются ее исправить.
мотивация персонал дисциплина