Цель и стратегия проекта
Различают генеральную цель (говорят также - миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.
Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия - это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта - центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:
· Стратегический анализ
· Разработка и выбор стратегии
· Реализация стратегии
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (SWOT-анализ).
К числу факторов внешней среды относят:
Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)
Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)
Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги)
Ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество)
Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст)
Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)
Экологические (уровень загрязнения, мероприятия)
Конкуренты (количество, размеры, сила)
Внутренняя среда включает:
Целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей)
Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)
Сбыт (объема продаж, скидки)
Каналы распределения (как, через кого продается)
Производство (оборудование, технология, площади)
Персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура)
Снабжение (поставщики, условия и системы поставки)
Исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет)
Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние)
Номенклатура продукции (степень диверсификации)
Исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).
Деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:
Стратегия лидерства в издержках
Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению)
Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта)
Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
· географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
· выбор корпоративной стратегии;
· выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
· установка основного соотношения "продукт - рынок" для разработки концепции маркетинга;
· функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
· выбор оптимальной группы клиентов;
· основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
· использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.