Критерии и показатели оценки эффективности
(Wтреб) - проходной балл. Критерий же заключался в правиле «если сумма баллов равна или больше проходного балла, то абитуриент поступил, если меньше, то нет». В соответствии с этим критерием все решения, которые ведут к достижению результата, являются приемлемыми и равнозначными.
. Критерий превосходства. Wi> Wj
В этом случае сравниваются два показателя и выбирается лучший из них. Критерий превосходства является частным случаем критерия оптимальности.
.Критерий оптимальности. W = max (min) W i
Наилучший показатель выбирается из нескольких возможных.
Критерии превосходства и оптимальности применяются в системе государственной службы при проведении конкурсов, определении лучших структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и т. д.
. Критерий адаптивности. W(t) = max (min) W i(t)
Применяется тогда, когда комплекс условий оценки (t) не фиксирован и предполагает возможность оперативного реагирования на изменение обстановки.
Данный подход уже активно используется в системе государственного управления. Так, цель административной реформы в Российской Федерации состоит в достижении показателей, содержание которых, их количественное выражение и применяемые критерии пригодности показаны на Рис.1.
Рис.1 Показатели и критерии эффективности административной реформы РФ на 2006-2008гг.
управление решение результат эффективность
Критерии эффективности определяют соотношение показателей, например, процент граждан, оставшихся удовлетворенными результатом обращения в государственные органы (W14%) на начало административной реформы (конец 2005 г.), и показателей (Wтреб), которые должны быть достигнуты в ходе реформы к концу 2008 г.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р административная реформа продлена на 2009-2010 годы и требуемые показатели эффективности, которые необходимо достичь к окончанию 2010 г., составляют, соответственно, Wтреб (70%), Wтреб (3%) и Wтреб (70 ед.). Тем не менее, для оценки текущей деятельности было бы чрезвычайно полезно проанализировать промежуточные результаты, достигнутые к окончанию 2008 года.
Основными целями использования показателей эффективности в практике работы государственных органов являются:
1. Объективная и точная оценка деятельности государственных органов и государственных служащих.
2. Совершенствование системы оплаты труда (в зависимости от эффективности деятельности).
. Уточнение положений о государственных органах и их структурных подразделениях.
. Уточнение должностных регламентов, служебных контрактов.
. Совершенствование распределения состава государственных служащих (штатное расписание государственного органа).
. Получение информации об оборудовании рабочих мест.
. Повышение достоверности информации о деятельности государственного органа (структурного подразделения).
. Совершенствование организационной структуры государственного органа.
Можно спорить об адекватности этих показателей и критериев их достижимости, возможности и способах определения достигнутых результатов. Однако поставленные цели определены достаточно ясно, равно как и необходимая степень их достижения.
Сложнее определить критерии при оценке векторных показателей. В этом случае используется метод установления «весовых значений» частных показателей, когда каждому из них присваивается определенный коэффициент (например, от 0 до 1), или лексикографический метод, суть которого заключается в первоначальном выделении множества альтернатив с лучшей оценкой по наиболее важному частному показателю. Если такая альтернатива единственная, то она считается наилучшей, если их несколько, то из их подмножества выделяются те, которые имеют лучшую оценку по второму показателю, и т.д. Особую важность приобретает выбор ключевого показателя.
Таким образом, основными требованиями к показателям эффективности являются: соответствие поставленным целям, специфичность, измеряемость, сравнимость, достижимость, релевантность, экономичность оценки, определенность во времени, проверяемость.
Критерий эффективности позволяет судить о достигнутом конкретном показателе. Иначе говоря, критерий эффективности - решающее правило, на основании которого делается вывод о достигнутом показателе. Если определение показателей эффективности - это получение определенных «данных», то оценка показателей с использованием критериев эффективности - это получение необходимой «информации».
Таким образом, показатели эффективности помогают определить реалистические цели и «узкие места» при их достижении, оценить целесообразность принятого решения и выбрать рациональное решение из нескольких альтернатив.